Олег Меньщиков
Китайские СМИ сообщили радостную новость: первая партия из 300 подержанных машин местного производства готова к отправке на экспорт! Это первый шаг в выполнении решения Министерства торговли КНР, принятого в начале мая: тогда чиновники выбрали десять регионов страны, которым разрешено поставлять «бэушки» за границу.
Впрочем, 300 машин — это капля в море. По данным Ассоциации автомобильных дилеров Китая, в прошлом году на вторичном рынке было реализовано около 14 миллионов машин. Это примерно вдвое меньше объема продаж новых автомобилей, хотя в развитых странах пропорция, как правило, обратная: объем вторички больше рынка новых машин.
Сейчас Китай задыхается от невостребованных «бэушек» — большое поступление таких машин на рынок соседствует с низким спросом, поэтому разовые утилизации невостребованных машин порой составляют семизначные числа. Ассоциация дилеров потребовала от правительства пересмотреть ставки НДС на подержанные машины и разрешить вывозить их за границу — раньше такие операции были под запретом.
Из десяти регионов, получивших разрешение, первой отчиталась провинция Гуандун. Вся партия из 300 машин не названных пока марок и моделей оценивается в 2,5 миллиона долларов, то есть в среднем чуть больше восьми тысяч за автомобиль. Но любопытнее всего список адресатов этой поставки: подержанные машины отправят в Камбоджу, Нигерию, Мьянму и Россию. Надо заметить, что в Камбодже и Мьянме собственная автомобильная промышленность практически отсутствует, а в Нигерии есть лишь несколько маломасштабных сборочных производств. Поэтому поставки машин в Россию наверняка вызывают у властей провинции Гуандун особую гордость.