Так исторически сложилось, что большинство подержанных машин в России находит нового владельца, минуя всяческих посредников в лице автосалонов и перекупщиков. Сделка происходит между двумя частниками. Гарантий честности – никаких. В зоне риска находится и покупатель, не знающий всей правды о машине, и продавец, не уверенный, что его не «кинут» при оплате.
В последние годы начала расти доля официальных дилеров, начали появляться аукционы, где за предложенный автомобиль торгуются участники со всей страны. Здесь потенциальный покупатель уже имеет хоть какие-то гарантии, ведь поступающие на реализацию транспортные средства вроде как проходят техническую диагностику и юридическую экспертизу. Но в случае обмана отстоять свои права удастся лишь в том случае, если автосалон дорожит своей репутацией и признает ошибку. А вот это далеко не факт.
Российские власти постепенно обращают свое внимание на секторы экономики, преимущественно находящиеся «в тени» и не платящие налоги. Яркий пример последних лет – такси. «Бомбил» заставили работать официально, и от них в казну пошел поток поступлений. Вот только в конечном итоге клиенты получили весьма сомнительные гарантии качества и безопасности, ведь за рулем преимущественно сидят все те же мигранты, не спящие сутками и плохо знающие город.
Теперь на очереди вторичный авторынок, который государство собралось «обелить». Специалисты Минпромторга готовят законопроект, согласно которому власти возьмут контроль над продажей подержанных автомобилей. Для этого будут организованы аукционы, а контроль над ними отдадут НТИ «Автонет». Они в стране работают уже сейчас, но никакой контролирующей персонально их организации нет. В теории, если таковая появится, вырастет степень цивилизованности рынка.
Но это лишь красивая «вывеска». А за ней вполне прозаичная и типичная для нашего государства жажда денег, которые пока проходят мимо него. Ежегодный оборот рынка машин с пробегом оценивается в 3 триллиона рублей. Только за прошлый год на вторичном рынке было продано 5,3 миллиона машин. Иными словами, по объему он почти в 3,5 раза (!) превосходит сегмент новых автомобилей. После организации автоаукционного бизнеса в казну станет поступать, по предварительным подсчетам, около 20 миллиардов рублей в год!
Эксперты сомневаются в реалистичности озвученной суммы. Дело в том, что продавец подержанной машины сегодня должен заплатить налог с дохода, только если машина была продана дороже, чем куплена. Очевидно, что на вторичном рынке это исключительная ситуация. Она применима лишь к перекупщикам, которые, строго говоря, являются предпринимателями и должны платить налоги по определению. А рядовых автомобилистов это не касается. Так с кого же государство будет собирать желанные 20 миллиардов?
«Очевидно, что тем или иным образом эти средства будут взиматься с россиян, имеющих возможность на данный момент покупать и продавать автомобили совершенно бесплатно», — полагает руководитель Avito Авто Сергей Литвиненко.
После появления в СМИ информации о грядущем введении аукционов власти поспешили опровергнуть информацию о том, что они станут обязательными. Дескать, продавать машины по-старинке, «из рук в руки», запрещать не будут. В Минпромторге объяснили, что работают не над единой государственной аукционной платформой, а над некой единой правовой базой, позволяющей устранить бюрократические препятствия, мешающие юридическим лицам легально участвовать в сделках по купле-продаже машин на вторичном рынке. Но в теории новшество должно стать настолько удобным и качественным, что действовать по давно привычной схеме никто и не захочет.
На словах все звучит прекрасно: покупатели будут застрахованы от скрученного пробега и «криминальных» автомобилей, цены на аукционе станут отражать реальное состояние машины, а за работой аукционов установят жесткий контроль. Причем цены обещают сделать справедливыми и для продавца, и для покупателя. Согласитесь, при появлении посредника, которому тоже нужно заработать, и надзорного органа, это звучит странно. Скорее всего, продавцы станут получать меньше, а покупатели платить больше.
Идею автомобильных аукционов наши законодатели подсмотрели в Японии. Там все предельно просто: владелец машины выставляет за нее предельную сумму, которая его устроит. Как правило, она равна средней рыночной. После этого дилеры начинают торговаться за нее. Победил тот, кто оставил наибольшую ставку. Если же хозяина не устраивает сумма, то он отказывается от продажи. И подобным образом в стране продается около 140 тысяч машин в неделю, а налоги отчисляются в бюджет сразу же.
Вот только учитывают ли наши власти наш менталитет, и как он будет вписываться в новый закон, пока непонятно. В Стране восходящего Солнца все сделки рассчитаны на честность обеих сторон, да и на откровенных «ведрах» никто не ездит. На нашем же рынке дилерам придется отсеивать массу автохлама. Да и без введения ответственности за скрученный пробег и прочие хитрости вся затея не имеет никакого смысла.