BV-206, разработанный ныне несуществующей компанией Hägglunds – вовсе не новинка, он встал на вооружение шведской армии аж в 1980-м. Но это и не ретро-техника: Bandvagn (в переводе – просто «гусеничный транспорт») до сих пор служит у военных и спасателей по всему миру от Канады до Новой Зеландии. В России «Бандван» знают под более поэтичным именем «Лось», и его до сих пор можно купить в личное пользование. Особо рекомендуется этот транспорт тем, кто ностальгирует по старым Мерседесам: ведь и мотор, и коробка тут именно от них.
Полянка у двух озёр выглядит очень живописно. Так и представляешь себе, что где-то тут рядом сидят разбойнички с палицами, ожидающие путника в богатом кафтане, а чуть дальше на опушке леса стоит избушка на курьих ножках с Бабой Ягой внутри. Не сразу смог разглядеть дятла, который стучал, кажется, совсем близко, но оставался невидимым.
Долго наслаждаться этой красотой не пришлось. Вскоре раздался звук, который невозможно спутать ни с чем другим: так работает олдскульный дизель, так шумит трансмиссия гусеничного вездехода. И вот на поляне показался “Лось”. Я-то его уже видел, поэтому кроме радостного предвкушения поездки ничего не испытал, а вот дятел, привыкший к совсем другим лосям, стучать перестал. Может, испугался, а может, потерял сознание.
Старый новый знакомый
Может быть, вы помните, на BV-206 мы уже катались — правда, давно, в сентябре 2015 года. Тогда у меня к нему была одна претензия — фордовский карбюраторный мотор, который на склонах глох из-за отсутствия бензина в ускорительном насосе. На крутых подъёмах постоянно приходилось давить на газ, иначе мотор останавливался. Да и в остальном бензиновый мотор на вездеходе — моветон. Он там выглядит так же неуместно, как оренбургский пуховый платок, повязанный на голове Мэрилина Мэнсона.
Вторая претензия на фоне первой несущественная: не самая аккуратная сборка и излишняя утилитарность салона. С одной стороны, всё это вездеходу не больно-то и нужно, но с другой, почему бы и нет? Тем более, что в сборке не устроили только торчащие вокруг рулевой колонки провода. Скажу сразу: сегодняшний “Лось” этих недостатков лишён. Мы ещё окинем его придирчивым взглядом, а пока вкратце напомним об особенностях конструкции снегоболотохода.
«Лось» – двухзвенный болотоход сочленённой конструкции. Далёким от техники людям (которых тут, конечно же, нет) может показаться, что второе звено — всего лишь прицеп на гусеницах. Это не так. Второй модуль вполне даже умеет скрести гусеницами. Кстати, он может быть с любым функционалом: платформой, грузовым, буровой установкой, цистерной или кабиной с множеством вариаций исполнения. Есть “Лоси”-реанимобили, есть — спасательные для МЧС, а есть просто модификация для охоты и рыбалки. Тут желание заказчика — действительно закон.
Помимо этого, у “Лося” есть интересная система «мультилифт», позволяющая одному водителю менять модуль задней платформы. Всю физическую работу выполняет гидравлика, “затаскивающая” на себя нужный модуль, а водителю остаётся лишь подключить магистраль отопителя и электрические разъёмы. Впрочем, в далёком ныне 2015 году всё это уже было.
Были гусеницы, удельное давление которых на грунт всего 0,12 кг/см2. Мы уже знаем, что давление человека больше, но в этот раз ограничиваться повторением цифр не захотелось. Во мне проснулся великий исследователь, и тяга к экспериментам потребовала некоторых жертв. Класть под гусеницу телефон или засовывать ногу я не стал (потому что от природы недоверчив), но не поленился притащить из багажника своего автомобиля полупустую литровую пластиковую канистрочку с жидкостью для ГУРа. Ногой её раздавить легко, а вот справится ли вездеход? Затаив дыхание стал смотреть, как “Лось” поехал через канистру. Хоть бы она лопнула! Люблю смотреть, как представители компаний ищут себе оправдания. Но нет, смотрите на видео сами. Канистра осталась целой.
Но ногу я засовывать всё равно побоялся.
Чего у нас не было на тесте в прошлый раз — так это дизельного мотора. Тут он есть, и это почти неубиваемый мерседесовский дизель ОМ606 мощностью 136 л.с. (привет, W210: у этого Е-класса в своё время стоял такой же). Это рядная «шестёрка» ведёт свою родословную из первой половины 90-х. И у неё нет никакой сложной электроники — ломаться в этом мотору нечему. Если подумать, то и простой электроники там тоже практически нет. И мне тяжело представить, что там может сломаться, чтобы мотор встал окончательно. Разве что он может развалиться от старости. Так что за выбор атмосферного дизеля — жирный плюс.
К слову, с 2015 года бензиновых версий было продано ничтожно мало, и сейчас их практически не производят. Наверное, так и должно было случиться.
АКП осталась той же, мерседесовского семейства W4A разных модификаций. В общем-то, остальное мы увидим, когда сядем внутрь кабины.
“Лось” внутри
Открываем дверь, суровость которой мысленно относит нас в эпоху публичный казней и воплей несчастных, поджаривающихся внутри медных быков. Не могу сказать, что эта брутальность меня отталкивает. Наоборот, почти всё на виду, всё очень просто, но вместе с тем — крепко. Взять хотя бы тросик вместо ручки открывания двери изнутри. Ну, разве можно было придумать что-то надёжнее? Только если щеколду с садовой калитки, но это было бы слишком банально. Да и снаружи не отопрёшь.
А вот забираться в вездеход с непривычки не слишком просто. Особенно — за задние сиденья, где ручки для облегчения этой процедуры так и не сделали. Ну ладно, мне всё равно впереди интереснее.
Только открыв дверь, замечаю две приятных новинки. Первая — это, конечно, сиденья с обивкой из кожзама. Выглядит симпатично, да и убираться в случае чего легко. Одним словом, красивое и практичное решение. Второе — указатель температуры масла АКПП. Расположение, честно говоря, странное — на боку центрального тоннеля, за селектором “автомата”. Стоя на земле, шкалу прибора рассмотреть легко. А вот сидя на водительском месте, заметно сложнее.
Встаём ногой на гусеницу, цепляемся рукой за дверной проём и забрасываем тельце на место погонщика “Лося”. Органы управления и остальные приборы остались прежними, но сборка стала лучше: нет ни торчащих проводов, ни кривых кнопок. Не Мерседес, конечно, но для вездехода вполне прилично. Некоторые легковые автомобили хуже собирают.
Захлопываем дверь и пытаемся разобраться, что теперь делать с руками. Левая упирается в дверь, а правую можно положить разве что себе на коленки. Чёрт побери, а как я ездить-то буду? Почему в тесте двухлетней давности я не говорил об этой особенности? Забыл? Вряд ли, я злопамятный и люблю потроллить тестовые машины. Ладно, сейчас будем в этом разбираться.
Двигатель стоит между водителем и передним пассажиром. Те, кто ездил на дизельных W210, знают, что характер у мотора тракторный, звук и дизельная вибрация у него характерные. Правда, у Мерседеса есть очень хорошая шумоизоляция… А вот у “Лося” её, конечно, нет. Во всяком случае, такой, какая была у этого замечательного глазастенького “немца”. Особенно это заметно, когда выходишь на прямой участок и пытаешься выжать из вездехода максимальную скорость (а это чуть больше 50 км/ч).
На “Лосе” по оврагам
Ну что, поскачем на этом благородном животном? Чтобы включить режим D, выжимаем педаль тормоза. Ход у неё минимальный, поэтому не совсем понятно, продавливается она вообще или нет. Но больше давить некуда, так что переводим селектор и отпускаем тормоз. Погнали! Точнее, поползли: снегоболотоход строят не для гонок. Перед нами — практически прямой участок, правда, засыпанный снегом. На прямой четвёртой передаче наш зверь ехать не хочет, поэтому можно перевести селектор в положение “2”, ограничив диапазон переключения передач, или включить пониженный ряд раздатки. Выбираем второе и опять давим газ. Офонаревший от своего места пребывания мерседесовский дизель начинает орать во всю глотку, не прекращая в это время тянуть вездеход самым приятным образом. Тем временем мы подъезжаем к оврагу.
Кстати, а как же руки? Оказывается, никаких сложностей с их расположением на ходу нет. Левая держится на “крутилке” руля, а правая пока спокойно лежит на кожухе мотора. Так что не зря я не ругал отсутствие места для этих замечательных верхних конечностей: они на своём месте. И оно вполне удобное. Особенно “крутилка” руля: обод у него, извините, поганый, а вот усилие на нём очень небольшое, так что “крутилка” оказывается очень в тему. Да и в любом случае, руль гораздо удобнее рычагов, которые обычно бывают на гусеничной технике.
Итак, подъезжаем к первому оврагу. Тут крутой спуск с поворотом, но завалить на таком склоне сочленённый вездеход невозможно. Хотя, конечно, при желании и определённом количестве дури в голове сделать можно многое. Но мы сворачиваем вниз, а потом проходим по указанной сидящим рядом водителем траектории и вылезаем в гору. Вот тут дизель проявляет себя в самом лучшем своём виде! Кажется, педаль газа можно вообще не трогать. ОМ 606, конечно, поворчит, но вытянет.
И всё-таки одно преимущество у бензиновой модификации было: по прямой вездеход с фордовским карбюраторным мотором летал заметно шустрее. Но скажем прямо: управляемость на прямой на скорости за 40 км/ч у “Лося” даже хуже, чем у первых Солярисов (если вы понимаете, о чём я), а на бездорожье дизель выглядит гораздо интереснее. Хотя BV-206 размывает понятие дороги: хочешь вперёд — езжай вперёд, хочешь налево — дуй налево, желаешь направо — вали направо…
Ударим “Лосем” по бездорожью
Жаль, что зимой реки и озёра замерзают: плавать на этом вездеходе, по-моему, даже интереснее, чем ездить. Тем более, что плавать он может даже с полной нагрузкой, чего некоторые другие не умеют.
Вот где “Лось” наплавается в своё удовольствие — это во время экспедиции на Кольский полуостров, которая сейчас находится в стадии подготовки. Но уже сейчас известно, что туда отправятся два вездехода и 20 человек команды. Маршрут интересный: Апатиты — Ревда — Ловозерские тундры и священное озеро саамов Сейдозеро — Марьокские болота — возвышенность Кейвы — г. Плоская и амазонитовое месторождение — урочище Семиостровье и месторождение ставролита — Лопарская деревня Каневка — Краснощелье — Апатиты.
Короче, впереди — огромное количество тундры и болот. Притом таких, куда сунется далеко не каждый. И уж если соваться, то “Лось” подойдёт самым лучшим образом. Да и тундре вреда не будет: из-за низкого удельного давления гусениц повреждения растительного покрова нет. К экспедиции мы ещё вернёмся, Kolesa.ru будут следить за перемещением команды.
Благодарим альянс компаний «Восток-Запад» за предоставленный на тест-драйв вездеход.