Хоть 1-я передача и низкая, но «Дастер» на ней трогается неплохо, колеса цепляются за лед уверенно. Задача – распрямить каждый поворот, это дает максимально высокую скорость прохождения. Ровная тяга, без резких ускорений. На чистом льду шип держит еще лучше, чем на снеге, ибо во втором случае банально не достает льда. После поворота смещаемся в центр, стараемся ехать на ровной тяге.
Признаюсь, команды инструктора не являются для меня каким-то небесным откровением, ибо шлифую свои автоэкстремальные навыки под эгидой Renault Driving School уже третий год подряд. Но в любом случае происходит это, так сказать, от случая к случаю, а значит, ошибки в любом случае обнажаются. И только меткое замечание опытного специалиста способно вернуть тебя на грешную землю. Так что, воистину «повторение – мать учения».
Все как всегда, но как в первый раз
Ранее мы писали
Renault показал, как надо «разогревать» лед
Инструктаж перед выездом на ладожский лед оказался не без доли черного юмора. Особенно запомнилась фраза про …
Читать далее
Подводящие упражнения традиционные: резкий старт, тормоз до упора, змейка, линейный слалом, «вальсирование» по кругу, и только после восстановления всех этих навыков — гоночная трасса. 40-сантиметровый ладожский лед – разный по качеству и структуре, но всюду скользкий. Идеальный материал для обучения: на нем все ошибки проявляются уже на небольших скоростях. Михаил Крашенинников, шеф-инструктор Renault Driving School, как всегда прав: если машина буксует 5-8%, это хорошо, если 40-80% — беда. Ощущаешь на своем опыте: КПД падает, динамика разгона теряется. Того ли хотел ты, парень?!
Открывающаяся передо мной прямая – сплошной поиск необходимого газа. Если за 0,3 секунды нога с газа перемещается на тормоз – идеально, если за 0,5 секунды – хорошо, если на это уходит 1 секунда – никуда не годится. Почему 0,3 секунды – зачет? Да потому что это очень близко к времени сокращения наших мышц, которое происходит за 0,1 секунды. Тормоз максимально жесткий, что называется, в пол и до упора. Не надо бояться, что сломаешь педаль – фиг ты угадал. Таким незамысловатым образом ищем, насколько коротким может быть наш тормозной путь на ледяном покрытии.
Руки мои – враги мои
Ранее мы писали
Пытаемся уйти от заноса за рулем Renault Duster/Kaptur
Огромная площадь ладожской шхеры исчерчена оранжевыми конусами, имитирующими ворота и апексы поворотов. Лед …
Читать далее
При торможении не стоит упираться телом в руль – это, увы, обычная ошибка неумех. Просто может так случиться, что потребуется корректировка рулем. Корпус должен быть прижат к креслу, руки расслаблены, ибо ничем иным, как руками, мы поворачиваем машину. Следует помнить, наш вес ничтожно мал, чтобы помочь машине повернуть. Михаил рекомендует держать руки в положении 10:2 – это, по его словам, более спортивное, скоростное и легковое, если хотите, управление.
С руками и, правда, полная беда. Надо обязательно разогнать руки, не кукожиться. Ладошкой руль не вертят, а то получается, будто прощаешься с народом. Правая нога не должна поддаваться на работу плечевого пояса. Желательно уйти от симметричных рефлексов, когда и руки, и ноги работают вместе. Это вызывает проблемы. Зло №1 – скольжение передних колес. Они не упираются в дорогу. Так нельзя. Размазывать вход в поворот неприемлемо. Голова повернулась, руль повернулся быстро, а потом без паузы – плавно выровнять руль. Это действительно трудно – ибо быстро и плавно получается не у всех.
Чем длиннее едешь на прямых колесах, тем правильнее поступаешь. Если машина, что называется, попала в скорость, в угол передних колес, хотя бы задала вектор, тогда можно газом поддать. При таком раскладе у вас будет выход из поворота. Если передние колеса не упираются в дорогу – можно забыть об этом. Вход в поворот – всегда оперативное и короткое действие. Выход из него – плавное распрямление руля с одновременным выравниванием колес, только тогда вы разгоняетесь. Это, повторюсь, сложно, и в первую очередь, для головы.
Не смещайся на первый конус
Renault Kaptur
От 1.6 л, 114 л.с
Новый от 934 000 до 1 324 990 Р
Идеальным в плане управления всегда считался заднеприводный автомобиль, у которого на передней оси нет момента (вспомним ту же «Формулу»). Но в России без полного привода никак. Потому на ледовой площадке «Колеосы» и «Каптюры» с моментом на обеих осях. Помощь системы 4×4 ощущается всегда. Плюс по две с половиной сотни шипов Michelin X-Ice North 4 на каждом из колес. Резина достойная льда, держит уверенно.
На трассе же шипы спортивные, 1,5-миллиметровые. Оно и понятно – другие скорости, другие режимы работы автомобиля. В прошлом году от сильных нагрузок (или по причине некачественной ошиповки) много «когтей» повылетало. На сей раз все, тьфу-тьфу, иначе, хотя, по признанию организаторов, конфигурация трассы получилась более динамичной, с затяжными поворотами.
Тем из нас, кто впервые попал на лед, объясняют: красные конусы не указывают совсем не на вершину поворота, а только на зону, где следует позиционировать автомобиль. Поэтому зачастую не стоит смещаться на первый конус. Лучше прижаться в середине конусов. Вершина поворота растянута конусами для того, чтобы был виден вход в затяжной поворот.
Renault Koleos
От 2 л, 177 л.с
Новый от 1 829 000 до 2 299 000 Р
3-я передача самая ходовая, и совсем редко, где на прямой удается насладиться 4-й. Увидели выход, распрямили руль и параллельно с этим газ. Легкий занос – это хорошо, зачастую он помогает машине вкрутиться в поворот. Лишь бы не было сноса передней оси. Передние колеса должны держаться за поверхность. Синие конуса показывают, где надо притормозить не только ради снижения скорости как таковой, а чтобы нагрузить переднюю ось, и дать шипам как бы впиться в поверхность непосредственно перед маневром.
Почему нельзя добавить газ, когда колеса вывернуты? Да потому что на передних колесах у нас присутствует сила тяги от двигателя. Если поворачиваем руль, то появляется еще и боковая сила. Она выдавливает колеса за пятно контакта. Чтобы выровнять колеса, надо или поработать рулем, или убрать подачу топлива.
Необходимо заблаговременно подобрать скорость перед маневром. Причем передача должна быть такой, чтобы по выходу из поворота вы смогли потянуть автомобиль. То есть должны быть приличные обороты. Если попали в глубокий занос, то, чтобы выйти из него на полноприводном автомобиле, поможет как раз таки подача тяги.
Бруствер ближе, глаза от страха крупнее
Renault Duster
От 1.5 л, 109 л.с
Новый от 699 000 до 1 091 990 Р
Это про меня, любимого. Полный световой день ледовых тренировок пошел, как говорится, «в коня корм». Все уяснил, на практике внедрил и закрепил. Не ученик – песня! Но как только на утро следующего соревновательного дня в руке инструктора «нарисовался» секундомер, «гонщика-аса» словно подменили. Уже на первом прогревочном круге осознал, что «заела суета». Второй и третий круг – то же самое. Нервы.
Отсюда, пардон, и все те ошибки, которых не удалось миновать. Во второй попытке, на которую, собственно говоря, возлагал особые надежды, настолько стремительно и твердолобо влетел в поворот перед финишной прямой, что в прямом смысле слова угодил в ледяной бруствер. Удар отдал таким звоном, что, казалось, на кузов упала плита. После остановки с великой опаской вышли с инструктором из машины, и — о, счастье! – ни царапины… Только заднее правое колесо на наших глаза прошипело «пшш-ш-ш-ш» и осело. Отделался мягким испугом.
Трассовое время в итоге за пределами тройки сильнейших. Однако уже на награждении с великим откровением узнаю, что по итогам двум заданий (трасса + площадка) сложилось очень даже вкусное 2 место. Значит, слалом/змейка да ворота с полицейским разворотом, в прямом смысле слова, получились. Значит, что-то из курса экстремального вождения не прошло даром, легло на благодатную почву. За что учителям Renault Driving School низкий поклон.