Еще только в апреле серийное кросс-купе Haval F7x справило мировой дебют в Шанхае — и вот уже в октябре стоит на конвейере завода в Тульской области! Чем оно отличается от обычного F7, с кем соперничает, какие «вкусности» в него положили и что F7x умеет на дороге и вне их? На эти и другие вопросы наших читателей сейчас ответим! Кстати, цены и сроки начала продаж уже тоже известны.
В цехах завода Haval Motor Manufacturing Rus, что в парке "Узловая" Тульской области, светло, тихо и немноголюдно: рассчитанное на первом этапе на выпуск 80 000 машин в год в 2 смены, пока производство работает вполнакала, выпуская в одну смену один автомобиль каждые 7 минут. На площадках готовой продукции — длинные вереницы готовых F7x, хотя пока они занимают всего 20% от объема выпуска, основная конвейерная доля (75%) приходится на обычный F7, коих в октябре продали 602 штуки.
Такая диспропорция понятна: китайцы пока осторожничают, пробуют рынок, ведь сегмент купе-кроссоверов у нас небольшой, а сам продукт — нишевый, имиджевый. А за стильный "купейный" кузов с покатой крышей на корме обычно расплачиваются задние пассажиры. Как здесь с этим?
То, что на заднем диване просто вагон места, было известно еще по модели F7. Вот и в F7x мне свободно, есть много места и в коленях, и в ступнях, и между головой и крышей помещается кулак. Но это пока я сижу относительно прямо. Стоит откинуть до упора назад спинку дивана и вальяжно развалиться, как я со своим ростом 180 см сразу втыкаюсь головой в потолочную арку пятой двери. Выход — сползать по дивану ниже или ставить спинку вертикальнее. А более высокого пассажира сажать вперед.
Пока едем, коллега несколько раз открывает окна, чтобы проветрить салон, в котором явно попахивает химией. Странно, ведь после так впечатливших нас на тестах моделей Haval H8 и H9 казалось, что характерный фенольный душок китайцы окончательно победили. А вот и "привет" от модели H8: передний стеклоомывателель на F7x тоже не распыляет, а просто льет "незамерзайку", которую на скорости будет сдувать воздушным потоком. "Дворника" на пятой двери нет вообще, а вид назад через салонное зеркало — словно через амбразуру, в точности, как на уже опробованной нами Renault Arkana.
На месте водителя тоже не все гладко. Сев повыше, понимаю, что хочу отодвинуться подальше, но сиденье уже сдвинуто до упора, регулировки по длине не хватает. Руль — с подогревом, но настройка по вылету коротковата и сама "баранка" не слишком удобна: пухлые спицы с кнопками мешаются при хвате 9-3, а при рулежке с перехватом руки "спотыкаются" о срезанную по низу хорду руля.
Пятую дверь на F7x надо открывать вручную – сервопривода нет в принципе, даже на рынке Китая, хотя возможность его внедрение рассматривается. Контроль же "слепых" зон есть в Китае, хотя изучается вопрос по его установке и на российские машины.
Вообще, ради снижения российской цены из F7x выкинули немало "фишек", которые есть в Поднебесной. Это, например, вентиляция кресла водителя с 8 настройками и регулируемым поясничным подпором, сервоприводы настроек места пассажира, беспроводная зарядка и медиасистема с HD-экраном на 12,3 дюйма, распознаватель дорожных знаков и усталости водителя, контроль положения на полосе, полуавтоматический "парковщик" и ассистент выезда задом с парковки, автоматическое переключение фар…
Видимо, нам повезло со сборкой: центральные подлокотники на тестовой машине на ходу и при опоре на них "молчали" и спереди, и сзади. Передний центральный подлокотник, кстати, удобный: мягкий, широкий и регулируется по длине. Удобно класть руку и на широкие мягкие подлокотники в дверях.
Как и ожидалось, в России Haval F7x будет только с цельноалюминиевым 2-литровым бензиновым турбомотором отдачей 190 л.с. и 340 Нм при 2000-3200 об/мин. Это обновленный двигатель от рамного внедорожника Н9. Агрегат имеет фазовращатели на впуске/выпуске, двухконтурную (отдельно на головку и блок) систему охлаждения с двумя термостатами, более легкие, жесткие и термостойкие полые выпускные клапаны с натриевым наполнением, а также два верхних распредвала с гидрокомпенсаторами и роликовыми коромыслами клапанов. Других вариантов по движкам, вроде дизелей или "атмосферников", китайцы не планируют: бензиновые турбомоторы устраивают их по отдаче, эффективности и, главное, по экологии.
В Китае F7x предлагается и с базовым 1,5-литровым турбомотором, но в России он положен только обычному F7. Кстати, в Китае 2-литровый F7x еще и мощнее: там он выдает 224 л.с. и 385 Нм на тех же оборотах. Потому и резвее: китайцы заявляют разгон до 100 км/час за 7,5 сек, тогда как для российского F7x заявлены ровно 9 сек до "сотни" на переднем приводе. Полноприводная машина тяжелее на 68 кг (1756 кг против 1688), но данных по ее динамике Haval не предоставляет. Впрочем, мой коллега Владислав Бахман, тестирую летом 2-литровый полноприводный F7 (его вес 1720 кг), смог показать время разгона 0-100 км/час за 8,81 сек. Значит, полноприводный F7x будет где-то рядом.
Коробка передач тоже безальтернативна – только новый 7-ступенчатый "робот" GWM 7DCT450, как и на F7. И если ранее для других моделей Great Wall массово покупал роботизированные КПП у фирмы Getrag, то данный "робот" — уже свой: это первый подобный агрегат, полностью разработанный и выпускаемый в Китае местной компанией. Создавали его китайцы под руководством немца Герхарда Хеннинг, который 14 лет возглавлял отдел разработок автоматических коробок Volkswagen и 11 лет был главным трансмиссионщиком по грузовикам и легковушкам Daimler. Это при нем в Volkswagen сделали первый в мире 6-ступенчатый автомат для переднего и заднего приводов, а в "Мерседесе" он отвечал за "роботы" 7DCT и 9DCT, а также автоматы с 7 и 9 ступенями. Хочется верить, что весь этот огромный инженерный опыт пригодился и в китайской коробке не повторятся европейские "косяки"…
Китайцы неспроста берут курс на роботизацию, уходя от традиционных гидромеханических автоматов и вариаторов. В Haval объясняют тем, что "робот" компактнее, на 10 кг легче и проще компонуется, быстрее переключается, имеет потенциал под установку в гибриды и расширение передаточного ряда, требует меньше расходов на подготовку производства и позволяет использовать наработки по механическим коробкам. И в ближайшие 2-3 года у Haval c обычным автоматом останутся, по сути, только модели H8 и H9, которые оснащены агрегатами ZF 8HP.
Что до самого "робота" 7DCT450, то он рассчитан на крутящий момент до 450 Нм, у него два "мокрых" пакета сцеплений (они на 50% легче "сухих"), переключения передач за 0,2 сек, электрогидравлическое управление и двухмассовый маховиком с демпфером. Есть своя система охлаждения с электронасосом и теплообменником, "завязанным" на охлаждение мотора, так что коробка должна хорошо сопротивляться перегреву. Механический насос гоняет по "роботу" масло пониженной вязкости (заявлено, что вязкость на 30% ниже, чем у других производителей), температурный диапазон работы — от -40 до +140 градусов. И заявленный ресурс коробки выглядит многообещающе — 300 000 км.
А как все это работает в тандеме? Даже с 4 пассажирами на борту и забитым багажником F7x едет бодро: плотной турботяги хватает и для резвого старта, и для быстрого обгона в городе и на трассе, а шумы движка умерены и не давят. Так что в плане тяговитости к мотору вопросов нет, а ведь наверняка еще подсуетятся чип-тюнеры, ведь "робот" легко перенесет прибавку мощности и крутящего момента.
Коробка не сбивает потенциал мотора: ступени щелкает быстро и ровно, не "тупит" в ответ на добавление газа и позволяет кратковременно вмешаться в процесс подрулевыми "лепестками", после чего сама возвращается в автоматический режим. Хотя при старте со светофора все же чувствуются "роботова порода": есть вибрации при смыкании дисков, сами пакеты фрикционов иногда клацают, а машина резко дергается с места вперед – в пробках придется тонко работать газом, чтобы справиться с этой нервозностью. Задняя передача включается неожиданно долго, а спортивный режим в системе предустановок вождения Terrain Response похож на вымоченный в воде перец: вроде и появляется острота, но словно разбавленная.
В нашей тестовой машине после обнуления бортовой компьютер насчитал расход в 12 л/100 км. Такой аппетит вышел после короткой поездки по городу и последующих динамичных разгонов и "прострелов" по загородным трассам.
У автомобилей коллег на том же маршруте расходомеры показывали, в зависимости от стиля езды и прочих условий, от 10 до 15,8 л/100 км. Haval заявляет с полным приводом трассовый расход в 7,5 л, смешанный – 9,4 л /100 км. Бензобак вмещает 56 л, мотор настроен на Евро-5 и бензин не ниже 95-го.
F7x не назовешь тихоней. Главные звуковые "солисты" на ходу – это сначала шины, а после 100 км/час к ним присоединяются аэродинамические шумы. Вместе они дружно заглушают двигатель, которого на их фоне практически не слышно. При этом задние боковые пассажиры после 110 км/час будут слушать точно над ухом свист ветра, который словно "застревает" в стыках дверей.
Что до подвесок (схема McPherson спереди и сзади), то представители Haval уверяют, будто по настройкам они на F7 и F7x не отличаются. На зимних шипованных покрышках Kumho WinterCraft SUV WS31 размерностью 225/55 R19 подвеска собирает практически всю дорожную "мелочь", хотя делает это упруго-округло, без излишней "жести". Чувствуются настройки на комфорт: в поворотах покруче проявляются крены, на волнах покрытия присутствует вертикальная раскачка. Руль хорошо изолирован от неровностей, но на него все же прорывается зуд от двигателя при разгоне. Кстати, после 120 км/час на "приборке" загорается сигнал и включается приглушенный зуммер.
А вот управляемость – это провал: я тщетно пытался вспомнить другой автомобиль, столь же отстраненный от водителя! Коллега сравнил рулежку с ездой на игровом симуляторе, а меня не оставляло ощущение, что рулевой вал не стальной, а резиновый. Усилие на руле во всех режимах абсолютно синтетическое и ненатуральное, а чувство передних колес почти нулевое. В повороты заезжаешь "по глазам", наугад, и уже на дуге понимаешь, что ошибся и начинаешь править траекторию. Прямую машина держит стабильно, но на руле — та же "резина" в околонулевой зоны, причем на малые углы поворота машина почти не реагирует.
В общем, жаль, что на фоне вполне бодрой связки турбомотор-робот управляемость у F7x вышла настолько размытой: кросс-купе откровенно не хватает остроты и точности! Допускаю, что картину могла подпортить мягкая зимняя резина, но и на "лете" тот же F7, по отзывам коллег, тоже рулился с отстраненностью. Та же история и с "резиновыми" тормозами, которым тоже не хватает прозрачности настроек.
Заявленный клиренс Haval F7x – скромные 190 мм, тогда как у Renault Arkana уже 205 мм. Пока лазали по колеям и лужам, почесали ему "живот" об грунт, нацепляли грязи бамперами: низковат автомобиль, а массивный передний свес заставляет особенно осторожничать. Но нигде не застряли, так что на умеренное бездорожье, пока под колесами твердо и неглубоко, на китайском кросс-купе съехать можно.
Условия для "робота" и муфты были легкие, чтобы их перегреть, надо явно буксовать активнее и жестче. Только на бездорожье с газом надо работать несколько на опережение, учитывая задержку в его реакциях. Коробка себя бережет при включении первой ступени, так что если уж поползли вперед, то стараемся акселератор полностью не бросать, чтобы сцепление было поджато и было меньше дерготни.
Электронная имитация межколесных блокировов, немного "подумав", уверенно вывозит автомобиль из диагональных вывешиваний, но нередко процесс сопровождается рывками в трансмиссии. А вот к разнице в режимах работы Terrain Response надо, что называется, прислушиваться, чтобы уловить отличия.
По первому впечатлению, в режимах "Грязь" и "Песок" электронная имитация действительно меньше тормозит колеса, чтобы не мешать им набирать обороты (электронику можно отключить). Хотя и с такими настройками машина у нас тоже выбиралась из вывешиваний. Кстати, во внедорожном арсенале еще есть ассистента спуска с горы.
Обычно версии кросс-купе дороже своих "некупейных" собратьев. Но в Haval ради хорошего старта новинки сделали ход конем: F7x будет стоить ровно столько же, сколько и 2-литровый F7! То есть версии с передним приводом оценены в сумму от 1 549 000 до 1 739 000 рублей, полноприводные – от 1 629 000 до 1 819 000 рублей. Еще 20 000 рублей попросят за пакет, куда входят "шайба" медиасистемы и цифровая "приборка". Российские продажи стартуют 11 ноября. Для сравнения, в Китае 2-литровый F7x стоит от 1 226 000 до 1 407 000 рублей…
Российские (и весьма щедрые, надо сказать) комплектации F7x тоже известны: как и у F7, можно будет выбрать между тремя исполнениями. В базовой версии Comfort (1 549 000 за передний привод, 1 629 000 рублей за полный) будут фронтальные и боковые подушки безопасности для водителя и пассажира, ремни безопасности с преднатяжителями, система стабилизации Bosch 9.1 (в нее также входят ассистенты старта в гору и езды на спуск, и система предотвращения опрокидываний) и электроручник с функцией автоудержания. Фары – галогеновые, но ДХО, противотуманки с функцией подсветки поворотов и задние фонари уже светодиодные. Базовые покрышки — 225/65 R17 на литых дисках с датчиками давления (19 дюймов — опция).
Электрические стеклоподъемники в базовой версии – на всех дверях, плюс обогрев зеркал и лобового стекла в зоне "дворников". В салоне – однозонный "климат", тканевая отделка, а также подогреваемые кожаный мультируль с "лепестками" и передние кресла. Плюс подлокотник второго ряда и воздуховоды в ноги, механическая регулировка сидений водителя и пассажира, наклона спинок заднего дивана и рулевой колонки (по углу и вылету). Бесключевой доступ с кнопочным запуском мотора, круиз-контроль, датчики света и дождя, антенна-плавник, рейлинги на крыше, задний парктроник и 4-режимный контроллер предустановок движения тоже входят в цену. Перед водителем – экран на 3,5 дюйма, а еще в базовое оснащение входят медиасистема с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto и экраном на 9 дюймов, плюс три USB-разъема.
Версия Elite (1 619 000 за передний привод, 1 699 000 рублей за полный) дополнена креслом водителя с электрорегулировками в 6 направлениях, подогревом задних сидений, салонным зеркалом с автозатемнением, а также камерой заднего вида с динамической разметкой. В багажном отсеке уже есть шторка, шины — 225/55 R19.
В России у F7 самой популярной по продажам оказалась топовая версия Premium (1 739 000 за передний привод, 1 819 000 рублей за полный) , и с F7x история явно будет такая же. Кросс-купе в такой комплектации уже будет с LED-фарами, люком, задним спойлером, сервоприводом складывания зеркал и отделкой сидений экокожей с цветными вставками. В оснащение также войдут боковые шторки безопасности, передние датчики парковки и четыре камеры кругового обзора. Еще есть адаптивный круиз-контроль, функция автоторможения и система предупреждения о возможном фронтальном столкновении. У полноприводных версий – система выбора режимов с 6 "сценариями".
В Haval не называют прямых конкурентов F7x. Но позиционируют его между бюджетной "Арканой" и более дорогими BMW X4 (от 3 620 000 рублей) и Mercedes-Benz GLC (от 3 980 000 рублей). Понятно, с "баварцами" не потягаешься, а вот с "Арканой" у F7x как раз и будет самая жаркая схватка.
На стороне Arkana — более гармоничная внешность и выверенная управляемость, крупнее багажник, длиннее интервалы ТО (15 000 км), выше клиренс и ниже цена. С турбомотором 1,33 л и вариатором она стоит 1 250 000 рублей за передний привод, а до предела набитая опциями полноприводная версия стоит лишь чуть дороже 1,52 млн рублей. Haval F7x, который на 70 мм длиннее, шире и на 90 мм выше — и дороже в среднем на 300 000 рублей. Но в эту разницу входят более просторный и лучше отделанный салон, щедрое оснащение и мощный двигатель. Хотя недоверия к неизвестному пока "китайцу" с новым "роботом" у россиян больше, чем к Arkana с ее турбомотором, который тоже многих смущает.
От себя добавим еще пару вариантов в этом узком сегменте. Например, это Mitsubishi Eclipse Cross. Правда, он еще меньше, чем, Arkana, а стоит дорого: от 1 910 000 до 2 256 000 рублей за безальтернативный турбомотор 1,5 л с вариатором, передним или полным приводом. Снаружи выглядит Eclipse Cross броско, едет бодро и по рулежке точнее F7x, но салон простоват, а оснащение беднее, чем у "Хавэйла".
А вот куда более сильным (и стильным!) соперником для Haval F7x станет почти идентичное по размерам новое кросс-купе Geely FY11 на платформе, турбомоторах (1,5 или 2 л) и трансмиссиях Volvo XC40. Вывод этой модели на рынок России ожидается в 2020 году, ожидаемые цены – примерно до 2 млн рублей. А еще ждем более интересную управляемость.