Игорь Владимирский
Фото:
компания Daimler AG
Daimler рассекретил двигатель, который уже в ближайшем будущем окажется под капотом «заряженных» моделей Mercedes-AMG A 45, CLA 45, GLA 45 и GLB 45. Двухлитровая турбочетверка с индексом M139 пришла на смену аналогичному мотору M133 и даже сохранила его базовую геометрию: диаметр цилиндра — 83 мм, ход поршня — 92 мм. Но на деле перед нами действительно новый мотор!
Например, у него изменена компоновка: впуск теперь находится со стороны радиатора, а выпускной коллектор и турбокомпрессор расположены сзади, у моторного щита. Это позволило улучшить забор воздуха и вентиляцию подкапотного пространства. Коленвал и блок цилиндров усилены, использована новая алюминиевая цилиндро-поршневая группа, а впрыск теперь комбинированный: топливо подается непосредственно в цилиндры (под давлением 200 бар) и во впускной коллектор (6,7 бара).
Новый турбокомпрессор — с двухпоточной «улиткой», которая позволяет уменьшить эффект турбоямы на низких оборотах. Для снижения потерь на трение вал компрессора теперь установлен на роликовых подшипниках (как у мотора AMG V8), максимальная скорость вращения — 169 тысяч об/мин! Применены комбинированная система охлаждения турбины (вода, масло и воздух) и электронное управление перепускным клапаном сброса давления выхлопных газов (вестгейтом).
Двигатель будет иметь две степени форсировки. Базовая версия развивает 387 л.с. и 480 Нм при давлении наддува 1,9 бара (против 381 л.с. и 475 Нм у прежнего мотора M133). Для машин с приставкой S давление повышено до 2,1 бара, а отдача — до 421 л.с. и 500 Нм. То есть удельная мощность достигает 210 сил с литра рабочего объема! При этом мотор может раскручиваться до 7200 об/мин.
Разработчики гордо заявляют, что это самый мощный серийный четырехцилиндровый двигатель в мире. Конечно, можно вспомнить различные спецверсии суперседана Mitsubishi Lancer Evolution, которые выдавали до 440 сил, но моторы этих машин форсировали уже вне завода, да и тираж был мизерным, а новый двигатель AMG M139 будут выпускать серийно и ставить на относительно массовые автомобили.
Моторы производят на фабрике AMG в Аффальтербахе по тому же принципу «один мастер, один двигатель», что и старшие агрегаты: то есть за каждый экземпляр отвечает один конкретный сборщик. Для новой турбочетверки была серьезно модернизирована сборочная линия, хотя многие операции по-прежнему осуществляются вручную. Судя по всему, ждать дебюта «сорок пятых» Мерседесов осталось совсем недолго.