Игорь Владимирский
Необычные итоги 2020 года на европейском авторынке подвело агентство JATO Dynamics. Подсчитано, что выбросы CO2 у новых легковых автомобилей, поставленных на учет в 21 стране Европы (это государства с наиболее крупным авторынком) в течение года, оказались сразу на 12% ниже, чем годом ранее. Сразу стоит оговориться, что для подсчета использованы паспортные значения, посчитанные по циклу NEDC. Интересно, что в течение предыдущих трех лет средний показатель выбросов CO2 постепенно увеличивался, но в 2020 году он резко снизился, ведь на европейский рынок вышло сразу несколько массовых электромобилей (например, Volkswagen ID.3 и Tesla Model 3), у которых паспортные выбросы равны нулю.
Объем продаж чистых «электричек» и подзаряжаемых гибридов вырос с 466 тысяч в 2019 году до 1,21 млн штук в 2020-м (это 10,6% европейского рынка). Самыми «грязными» остаются дизельные машины, но их доля рынка упала до 28,8%, хотя еще несколько лет назад на них приходилась половина спроса. Кстати, подсчитано, что набирающие популярность кроссоверы до сих пор в среднем выбрасывают на 18% больше углекислого газа, чем легковые машины.
Самый низкий средний показатель выбросов CO2 на европейском рынке в 2020 году показала Toyota, которая имеет в гамме множество гибридов, пусть и не подзаряжаемых. А на втором месте — Группа PSA (в прошлом году она еще не входила в альянс Stellantis), имеющая широкий ассортимент дизельных моделей и только начинающая осваивать электрификацию. То есть дизель в гамме — это еще не приговор! А в аутсайдерах — компании Jaguar Land Rover (у которой много мощных моделей с большими выбросами) и Subaru (с прожорливыми атмосферниками). Кстати, год назад среди «грязнуль» был и Daimler, но внедрение гибридов и электромобилей позволило снизить средний показатель со 141 до 117 г/км.
Наконец, подсчитан средний показатель выбросов CO2 в странах Европы с крупными автомобильными рынками. Самое низкое значение у Нидерландов, также экологичными стали Дания и Португалия. А в отстающих ожидаемо оказались восточные страны — Польша, Чехия и Словакия. Увы, аналогичной статистики по России сейчас нет.