АвтоВАЗ вернется в большие гонки с автомобилем Лада Веста SW Cross, подготовленным для участия в чемпионате WRC. Несмотря на то, что международная автоспортивная программа Лады была свернута в конце 2016 года после ухода заводской команды из кольцевого чемпионата WTCC, российский автогигант не распрощался с гоночными амбициями. В начале 2018 года в Тольятти изменились и финансовые обстоятельства, и стратегические цели. Ключевую роль сыграл антикризисный план, обеспечивший сокращение убытков, а также решение сделать Ниву-3, то есть Ладу 4х4 нового поколения, глобальным продуктом. Для решения второй задачи Ладе требуется напомнить миру о себе, но если еще год-два назад имиджевая активность в международном масштабе была для АвтоВАЗа непозволительным транжирством на фоне колоссальных убытков, то теперь темпы финансового оздоровления позволяют снова включить в бюджет заводскую гоночную команду.
Однако возвращение в WTCC исключено, так как кольцевые соревнования на асфальтовых трассах плохо соответствуют ценностям бренда, в то же время мировой чемпионат по ралли может выгодно иллюстрировать способности автомобилей Лада к езде по плохим дорогам и как нельзя лучше выражает фундаментальную идею российского автомобилестроения «выше скорость - меньше ям». Именно поэтому АвтоВАЗ подает заявку на участие в чемпионате WRC.
Гоночным оружием вазовской команды в WRC станет Веста, но в отличие от программы участия в серии WTCC теперь будет использован не седан, а универсал SW Cross. И дело не только в дизайне и маркетинговых соображениях. Лада планирует использовать российские ездовые ноу-хау, которые пока что незнакомы иностранным производителям. В частности, конкурентное преимущество Весте-универсалу при быстрой езде в скольжениях должна обеспечить повышенная парусность кузова. Как оказалось, инженеры АвтоВАЗа и команды «Лада Спорт» давно изучали опыт российских дрифтеров, быстрейшие из которых пересаживаются на специально подготовленные универсалы ВАЗ-2102 или ВАЗ-2104. Парусность кузова этих машин при езде в заносе создает дополнительное сопротивление набегающему потоку воздуха, позволяет точнее контролировать угол скольжения и наращивать скорость прохождения поворотов. Веста SW Cross WRC будет использовать эти преимущества против других ралли-каров, построенных, как правило, на основе хэтчбеков.
Еще одно ноу-хау Лады заключено в системе полного привода. Как известно, собственной подходящей трансмиссии 4х4 в распоряжении АвтоВАЗа нет, а разработка с нуля гоночной системы с активным центральным дифференциалом потребует избыточного количества ресурсов и времени, поэтому Лада будет использовать трансмиссию на основе агрегатов от кроссовера Renault Duster. Изначальная переднеприводная архитектура с подключаемым приводом на задние колеса будет изменена с помощью «заварки» многодисковой муфты. Таким образом, по функционалу раллийная Веста SW Cross будет повторять машины серии WRC двухлетней давности, которые использовали полный привод с «жестким центром» вместо межосевого дифференциала. При этом чтобы превзойти нынешний уровень участников, на вооружении которых уже второй сезон стоят трансмиссии с активным центральным дифференциалом, Лада готовит асимметричный ответ — принудительно заблокированный задний межколесный дифференциал. Как говорят вазовские инженеры, это решение они тоже почерпнули из внутрироссийской дрифт-культуры, где доминируют вазовские машины с «заваренным задом».
Впрочем, у выбранного АвтоВАЗом гоночного аресенала есть и свои минусы: ни один из действующих гонщиков «Лады Спорт» не готов к успешному пилотированию подобной техники из-за того, что заводская программа подготовки пилотов годами была заточена на более академичную технику и классические приемы езды. В связи с этим вновь созданная команда «Лада WRC» объявляет конкурс народных пилотов, по результатам которого будет определен состав боевых экипажей. Подать заявку на участие в конкурсе можно через социальные сети — достаточно опубликовать в Инстаграме пост с видеороликом своей езды в заносе на любой Ладе и отметить его хэштегом #ладавалинаwrc.
Раллийный сезон - 2018 уже стартовал, так что в этом году Лада собирается проехать лишь несколько финальных гонок с показательной программой вне зачета, а полноценный старт намечен на сезон-2019, что согласуется и с планами по выведению новых моделей линейки Лада Спорт, и с подготовкой к запуску новой Лады 4х4. Кстати, альянс Renault-Nissan, по нашей информации, не возражал против гоночных планов АвтоВАЗа и, напротив, даже обещал поддержать программу, которая удачно укладывается в глобальную концепцию разделения автоспортивных ролей разных брендов. Напомним, что Renault и Infiniti участвуют в Формуле-1, Nissan фокусирует свои усилия на кузовных гонках и электрической Формуле-Е, компания Mitsubishi исторически успешна в ралли и ралли-рейдах, но на данный момент ее спортивная активность свернута, поэтому гипотетически Лада может получить в распоряжение весь раллийный плацдарм.
Иллюстрации: Никита Чуйко