На постсоветском пространстве родился новый бренд легковых автомобилей: 29 марта президенты Иcламской Республики Иран и Азербайджанской Республики дали символический старт производству автомобилей Khazar в Нефтчалинском районе Азербайджана.
Автомобильный завод АзКрон принадлежит совместному предприятию Азеврокар, которым, в свою очередь, на 75% владеет группа АзерМаш. Остальная четверть — на счету крупнейшей иранской автомобильной компании Iran Khodro, известной россиянам не понаслышке. Правда, по информации иранской стороны, они внесли свою долю не деньгами, а технической и инжиниринговой составляющей.
В планах компании — сборка автомобилей Iran Khodro Dena, Dena+, Runna, Soren и Samand, а также производимых в Иране по лицензии моделей Peugeot 206 и 207, Renault Tondar (Logan первого поколения) и построенной на его базе машины Pickup. По информации фирмы АзерМаш, завод единовременно может выпускать только одну модель — сейчас это седаны Iran Khodro Dena+ с двигателем 1.7 и механической коробкой передач в двух комплектациях S5 (Simple) и L5 (Luxury). Машины с «автоматом» займут место на линии только после сборки первой партии.
На производстве занято 300 сотрудников, план на этот год — сборка шести тысяч автомобилей, а к концу 2019 года объем должен вырасти до десяти тысяч машин в год. Основным потребителем станет местный рынок — первый заказ уже получен от Министерства экономики Азербайджана. Но примерно пятая часть машин должна пойти на экспорт: в числе приоритетных рынков значатся Туркменистан, Таджикистан, Украина и, конечно же, Россия.
Любопытно, что буквально накануне начала сборки автомобилей Khazar стало известно о новых планах сборки моделей Iran Khodro Dena и Dena+ на белорусском заводе Юнисон. Разумеется, также с прицелом на российский рынок. Иранские автомобили возьмут нас «в клещи»?
Азербайджанцы обещают привлекательные цены: Хазары с «механикой» оцениваются в республике в 14—17 тысяч манатов (476—578 тысяч рублей по текущему курсу). Цена двухпедальных автомобилей по плану не должна превысить 714 тысяч рублей. Впрочем, в России машины, импортируемые из не входящей в ЕврАзЭС страны, наверняка окажутся заметно дороже.
Интересно, что это не первый совместный проект азербайджанских и иранских автопроизводителей. С 2005 по 2010 год модель Iran Khodro Samand выпускали в Шемахе под названием AzSamand (альтернативно — Aziz). Однако производство остановилось после выпуска около полутора тысяч машин.