Четыре года назад, осенью 2015-го, над концерном Volkswagen сгустились тучи: грянул дизельгейт. Производителя уличили в использовании обманного программного обеспечения, позволявшего проходить тесты на уровень вредных выбросов. Отзывной кампанией немцы не отделались: последовали миллиардные штрафы и даже аресты топ-менеджеров.
Скандал отразился на всей отрасли. На похожих уловках поймали других крупных производителей (хотя максимальный накал страстей так и остался бушевать вокруг «Фольксвагена»). Ускорилось внедрение нового измерительного цикла расхода топлива и вредных выбросов. На смену «тепличному» NEDC пришел приближенный к реальной жизни WLTP. Громче заявили о себе экологи, что привело к ряду ограничений для автомобилей с ДВС. А кое-кто (например, Porsche) заявил об отказе от дальнейшего выпуска версий с дизелями.
На первых порах казалось, что скандал может подкосить империю Volkswagen. Ничуть не бывало! Убытки, конечно, были колоссальные, но продажи не просели. А это означает, что самое важное – доверие клиентов – осталось при «Фольксвагене». Но топ-менеджмент понял: в автопроме грядут глобальные перемены. Первым звонком и стал дизельгейт. А раз так, пора кардинально менять подход к ведению дел. И компания огласила, что собирается пересмотреть.
Фирменный логотип – лицо компании и ее продукции. У «Фольксвагена» на нем исторически изображены литеры V и W, вписанные в круг. Их не трогают с момента основания компании, а вот стилистика – уже тринадцатая по счету! Но удивительно даже не это, а то, как преобразилась эмблема. Из объемной и цветной она стала плоской и черно-белой. Взгляните на картинку со всеми прежними логотипами: новый больше всего похож на тот, что появился аж в 1945 году.
Первым носителем новой-старой эмблемы стал электромобиль Volkswagen ID.3, справивший мировой дебют во Франкфурте. Эпохальная машина, что и отразили в индексе. Тройка означает третью в истории бренда ключевую модель. Первой был «Жук», второй – «Гольф». Они, с поправкой на разницу эпох, одноклассники, представители самого массового сегмента рынка. Вот и ID.3 в теории должен стать новым лидером гольф-класса. Только уже в эпоху не ДВС, а электрической тяги.
Франкфуртский дебютант базируется на модульной платформе MEB, созданной специально для электрокаров. Он первый, а за ним последует больше двух десятков разных моделей от четырех брендов – «Ауди», «Шкоды», «Сеата» и, собственно, самого «Фольксвагена». Фактически речь идет о преемнике архитектуры MQB. Начало «третьей эпохе» положено. Посмотрим, сколько времени потребуется ID.3 и его приспешникам, чтобы взобраться на вершину европейской статистики продаж. Ну, или хотя бы в топ лучших.
Инвестиции ближайших лет в «электрический» сектор составят многие миллиарды евро. Он станет основным вектором развития технологий. За ним – автопилот и цифровые технологии. С автоматическим вождением все более-менее понятно: умения машин оттачиваются, но пока дело упирается в законодательные нормы. Государствам и производителям только предстоит договориться, кто станет нести ответственность за ДТП с роботизированными автомобилями.
Без цифровизации в мире помешавшихся на гаджетах, соцсетях и интернете людей просто никуда. Это пока у всех брендов сохраняется огромная армия клиентов, выросших на старых ценностях. Но их постепенно замещают молодые, которым автомобиль становится все менее интересен: вождение отвлекает от гаджетов! Так что в те самые гаджеты машины и станут превращаться.
Точнее, уже начали. Это у нас в России не доступен практически никакой функционал, а на развитых рынках уже запущено множество сервисов. Начиная от банальных, интернет-радио и переноса рабочего стола смартфона на штатный дисплей машины, и заканчивая продвинутыми вроде доставки товаров в автомобиль в отсутствие владельца, бронирования всего и вся через бортовую мультимедиасистему, поиска и оплаты парковочных мест. Нечто похожее развивает «Яндекс» в своих мобильных приложениях, которые приходят в машину в виде оболочки «Яндекс.Авто».
Обкатает Volkswagen и новую схему продаж. Об этом говорят многие: традиционные дилерские центры изжили себя. На смену им идут онлайн-конфигуратор, 3D-технологии и дополненная реальность. Оплатить машину можно через интернет и заказать доставку до дома. Такой метод, к слову, обкатал в России Renault Arkana. Не слишком удачно, но это только первый шаг. А Volkswagen уже думает, как сделать это основной формой автопродаж. Не исключено, что в будущем дилеры практически отомрут. Приобретать машины станем без их посредничества, электромоторы (в отличие от ДВС) требуют меньше обслуживания, а приход автопилота должен радикально уменьшить количество аварий и, следовательно, кузовных ремонтов.
А есть какие-нибудь не столь революционные изменения? Есть, и они идут последние три-четыре года. Volkswagen, долгое время живший с парой кроссоверов Tiguan и Touareg, взялся наверстывать упущенное. Уже сейчас число вседорожных моделей приближается к десятку. К 2025 году их должно стать 30, а в объеме выпуска они займут половину. Ну, вот этот пункт развития нам по вкусу.