Сегодня купленным в кредит автомобилем никого не удивишь. С рассрочкой платежа покупают и бюджетные модели, и люксовые. По данным Национального бюро кредитных историй (НКБИ) и статистического агентства «Автостат», на данный момент сейчас в кредит приобретается каждый второй новый автомобиль.
Только по итогам прошлого года количество выданных займов увеличилось на 10,7%, а всего по итогам 2018-го было приобретено порядка 800 тысяч кредитных машин. Само их количество приближается к рекорду 2014 года – последнего, который можно назвать благополучным для российского рынка. Тогда владельцев нашли 2,5 миллиона новых автомобилей, тогда как кредитов выдали 823 тысячи. А вот в прошлом году результат был гораздо скромнее: всего 1,6 млн. реализованных машин.
«В 2018 году автокредитование выросло и вернулось на уровень 2014 года. Несмотря на окончание ряда льготных госпрограмм, кредитование продолжает оказывать высокий уровень поддержки автомобильной отрасли. Все большую популярность набирает кредитование подержанных автомобилей», — отметил генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
При этом в денежном выражении жители России вынуждены год от года занимать все большие суммы. В среднем, аналитики оценивают увеличение ссуды примерно на четверть (если точнее – на 23,3%), а ежемесячно банки выдают порядка 50 миллиардов рублей. Самые крупные займы берут жители Москвы и Санкт-Петербурга, Подмосковья, Татарстана и Башкирии. Но чаще всего в банк обращаются в Пермском крае, Башкирии и Челябинской области. В этих трех регионах количество кредитных сделок составляет порядка двух третей.
Специалисты связывают рост объема автокредитов со слабым рублем. Реальные доходы населения продолжают снижаться пятый год подряд, при этом сами машины год от года становятся дороже. К тому же государство отменило ряд льгот, а сейчас на итоговом ценнике сказывается еще и увеличение НДС с 18% до 20%.
Эксперты уже встревожены увеличением количества займов. Ведь, как известно, «берешь чужие ненадолго, а отдаешь свои и навсегда». Но вернуть их получается далеко не всегда. Согласно статистике Банка России, по состоянию на конец 2018 года доля автокредитов с просроченным более чем на 90 дней платежом составляла 7,5%. И, хотя это гораздо лучше, чем итоги 2017-го, когда этот показатель составлял 9,8%, ситуация все еще остается непростой.
В банках же поясняют, что именно автокредит считается наиболее надежным среди других продуктов, ведь здесь сделка подкреплена определенным и весьма ликвидным имуществом. Которое, в случае чего, можно конфисковать и продать. Поэтому процедуру оформления кредитов для клиентов с чистой кредитной историей упростили, ведь банкам и самим выгодно выдавать займы. Более того – многие организации и дилеры предлагают собственные бонусные программы, чтобы увеличить долю кредитов на покупку машины.
При этом ставки на подобные ссуды значительно ниже, чем на другие кредитные продукты. Так, на покупку машины банки дают займы под 10-19%. Встречаются на рынке предложения даже с беспроцентной рассрочкой или минимальной ставкой в пределах 5%. Правда, в этом случае клиент, как правило, должен погасить долг в течение максимум года.
Многие специалисты в области прогнозируют в наступившем году некоторое затишье на рынке автокредитов. Связано это с ростом ключевой ставки Центробанка, из-за которой покупка машины в долг может стать менее привлекательной.
«Сегодня с учетом среднего размера и срока предоставления автокредита ежемесячный платеж составляет примерно 30% от среднего располагаемого реального дохода россиянина. В условиях падения реальных доходов населения это заставит заемщика быть осторожнее», — пояснила представитель ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.
Другие же эксперты считают, что доля кредитных автомобилей будет только расти, ведь несколько лет граждане откладывали покупку транспортного средства, но рост инфляции и тенденция к увеличению базовых ставок вынудит многих решиться на обновление личного автопарка.
«С учетом вышеописанных факторов рост автокредитов в 2019 году будет заметным. Жизнь в долг стала обыденностью, и соблазн пользоваться вещью здесь и сейчас, а платить потом, будет все больше увеличивать закредитованность населения. Предложения банков и поддержка со стороны государства стимулируют покупку автомобиля даже для тех, кому он не особенно нужен», — уверен представитель «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.
К слову, рост сумм занятых у банков денег можно объяснить еще и тем, что после завершения государственных программ поддержки авторынка интерес потребителей к бюджетному сегменту заметно сократился, что подтверждают участники рынка. Соответственно, снизилась и доля кредитов на недорогие автомобили.