Во всем мире можно насчитать несколько десятков различных гоночных серий. Лидером по популярности неизменно остается Формула-1, но тысячи поклонников наблюдают и за успехами своих кумиров в других дорожных и внедорожных сериях. Больше всего преуспели в организации оригинальных чемпионатов американцы. Хотя нельзя сказать, что представители других нации не внесли свой вклад в развитие альтернативного спорта.
Начнем, пожалуй, с отечественной серии Бизон-Трек-Шоу как самой близкой нам. В 2002 году под Ростовом-на-Дону впервые провели гонки на тракторах. Организовали мероприятие боссы местной фирмы Бизон, занимающейся продажей сельхозтехники. И с тех пор пошло-поехало.
К участию допускаются тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 и разные модификации «Беларуси». Приехать погоняться на стоковой технике не получится, так как подготовка по безопасности является одним из обязательных пунктов. Объем мотора ограничен пятью литрами. Правда, при этом никаких ограничений по мощности не предусмотрено. Механики также могут доработать трансмиссию и подвеску, а вот тормоза и рулевое управление трогать запрещено.
Заезды проходят по специально подготовленной трассе длиной около 15 километров. Это внедорожный трек, на котором присутствуют трамплины и брод. Важно отметить, что все гонщики – это профессиональные трактористы. Организаторы отмечают, что в хорошую погоду посмотреть на гонки собираются десятки тысяч зрителей. Главный же приз чемпионата – новенький трактор, что весьма символично.
Если в России придумали скоростную тракторную серию, то американцы еще с 1920-х годов проводят гонки на выносливость под названием Tractor Pulling. Сотню лет назад этот спорт пришел на смену хорс-пуллингу. Это такая тяжелая атлетика для животных, когда запряженные лошади тянули за собой амбарные двери.
В наши дни «Трактор Пуллинг» представляет собой соревнование «Кто дальше уедет?». Спортсмены гоняются по земле на специально подготовленной сельхозтехнике с прицепом, который больше напоминает платформу с волочащейся по земле металлической плитой. Для разных классов участников предусмотрен разный вес, который может достигать 75 тонн.
Согласно правилам, «болиды» могут быть оборудованы любыми двигателями. То есть вообще любыми! Нет ограничений и по их количеству, так что суммарная мощность топовых аппаратов достигает 10 000 лошадиных сил при четырех-семи моторах! Настоящий прорыв в этом виде спорта произошел в 1970 годы, когда на один кардан установили два двигателя. Абсолютный же рекорд был установлен в 1988-ом: тогда трактор оборудовали семью агрегатами.
За прошедший век этот вид спорта обрел популярность во всем мире, что собственные чемпионаты проводятся не только в США, но также в Канаде, Бразилии, Австралии и Европе.
Еще один популярный в разных уголках земного шара вид спорта – гонки на газонокосилках, зародившиеся в Великобритании в начале 70-х годов прошлого столетия. Именно чопорные англичане написали первые правила чемпионата, которых по сей день придерживаются организаторы всех первенств.
Садовая техника делится на четыре класса в зависимости от типа косилки и мощности мотора. Заезды проходят на разных дистанциях, но «Королевскими гонками» здесь считаются 12-часовые марафоны по грунтовому покрытию. Многие эксперты и производители спецтехники выступают против этого вида спорта как чересчур травмоопасного, но число энтузиастов с каждым годом только увеличивается.
Не меньше опасности таит в себе и Barbie Jeep Racing. Это скоростной спуск с горы на детских педальных машинках. И чаще всего спускаться приходится по пересеченной местности и грунтовой дороге. Первый чемпионат провели в долине реки Арканзас, США, едва ли не сразу после появления этих автомобильчиков.
Принять участие здесь может абсолютно любой: в числе необходимых требований разве что «барби-кар» и защитный шлем для водителя. Цель проста: как можно быстрее съехать к подножию холма и, желательно, в вертикальном положении. Изначально к участию допускали только владельцев педальных машинок марки Jeep, но сегодня появились смешанные классы, причем чтобы принять участие в забаве на старт нередко приезжают пилоты не только из других штатов, но даже других стран.
Американцы вообще очень любят максимально опасный для участников спорт. И одним из самых ярких тому подтверждений является Figure 8 Racing, зародившийся в Индианаполисе в 1940-х годах. Вся прелесть заезда в форме трека: на «восьмерке» потоки пересекаются, и аварий не избежать. Чему зрители только рады. «Жгут» на такой трассе не только на легковушках, но даже на школьных автобусах.
Разумеется, здесь также действуют определенные правила. Например, покрытие может быть грунтовым или асфальтовым, а гонщики обязаны пропустить помеху справа. Но в пылу гонки, когда в ней принимают участие несколько десятков машин, сосредоточиться на проезде перекрестков непросто. Есть более безопасные трассы с мостиком, но они пользуются меньшей популярностью.