Анализ проводился по четырем блокам: электромобили, автопилот, встроенные технологии и совместное пользование машиной (каршеринг и райдшеринг). Не все слова знакомы? Сейчас все поясним.
Приходится признать: электрокары – наше ближайшее будущее. Если не в чистом виде, то, как минимум, в образе подзаряжаемого гибрида. Последние уже стали нормой и не удивляют. Электромобили пока еще не раскрутились. Их совокупный парк составляет всего 0,5% от мирового, хотя ежегодные объемы продаж растут огромными темпами. Международное энергетическое агентство (МЭА) утверждает, что с 2011 по 2016 год спрос на них вырос в 16 раз. Основные рынки – Китай, США, Япония и ряд европейских стран. Все они предоставляют покупателям электрокаров, которые дороже обычных машин с ДВС, всевозможные льготы и субсидии. Без этого продажи были бы меньше в разы. И, например, Норвегия «раскрутила» электромобили до такой степени, что они теперь лидируют на рынке, а власти задумались, не стоит ли отменить часть преференций их хозяевам.
По состоянию на середину 2017 года в России было зарегистрировано 1133 электромобиля, из которых треть – в столичном регионе. Невеликий интерес покупателей понятен: инфраструктуры нет, из привилегий – только бесплатная парковка в Москве. Даже таможню и налоги владельцы машин с нулевым выбросом оплачивают в полном объеме. Официально продающихся моделей только две, нишевые Renault Twizy и Kangoo Z.E.
Эксперты PwC спросили участников опроса, какие факторы могли бы повлиять на решение о покупке электромобиля. На первых трех местах оказались сугубо практические и финансовые моменты: наличие инфраструктуры (24%), цена, сопоставимая с традиционным машинами (20%), более низкая стоимость электричества по сравнению с бензином (18%). Как раз с сетью зарядных станций и мерами стимулирования спроса и есть главная беда в России. Приспособленность к зимней эксплуатации отметили 15% респондентов, 12% волнует длительность процесса зарядки. Экологичность оказалась на предпоследнем месте (7%), а престиж и инновационность вовсе набрали всего 3%.
Автопилотируемые машины начнут появляться на дорогах примерно одновременно с электромобилями. Соответствующие технологии уже есть, нужны поправки в законодательство, прописывающие, кто будет виноват в случае аварии – «водитель» или производитель. Системы автономного управления имеют классификацию из шести уровней. На нулевом какие-либо помощники человека за рулем отсутствуют в принципе, на пятом от владельца требуется только задать конечный пункт назначения. Сейчас на серийных моделях внедрены комплексы первого уровня и фрагменты второго (водитель должен брать управление на себя, если электроника не справилась самостоятельно).
В России несколько компаний ведут разработки собственных беспилотников. Пока это всего лишь прототипы: серийные отечественные автомобили находятся на нулевой ступени автономной классификации. Когда российские разработки появятся на конвейере – большой вопрос. До активных действий все созрели лишь тогда, когда государство обозначило готовность выделять на это средства. Потенциальный спрос на отечественные машины с продвинутыми ассистентами водителя стремится к нулю. Причина проста: эти системы недешевы, а за серьезные деньги соотечественники предпочитают покупать иномарки. Вероятнее всего, как только прекратится финансирование за счет налогоплательщиков, сойдет на нет и интерес коммерсантов. Вопрос только в том, успеет ли родиться российский автопилот до того момента, как иссякнет денежный поток.
По результатам опроса PwC, 58% респондентов из всех возрастных групп готовы рассмотреть покупку беспилотника, если он появится в продаже в ближайшее время. Наибольший интерес предсказуемо проявили самые молодые россияне. В категории от 20 до 34 лет результат достиг 67%. Среди опрошенных 35-54 лет интерес к автопилоту подтвердили 57%, в возрасте 55-64 лет – 50%. Однозначный ответ «Не готов» во всех трех группах дало примерно одинаковое количество людей, 22-25%.
Крайне любопытно, что при такой доле готовых сесть в беспилотник верят в его абсолютную безопасность заметно меньше людей. В среднем – 38%. Ровно треть опрошенных считает, что такие машины пока небезопасны. Среди молодежи уверенность в безопасности выразили 35% респондентов, людей 35-54 лет – 41%, людей 55-64 лет – 36%. Ответ «Небезопасно» дали соответственно 34%, 29% и 44% опрошенных.
В числе минусов использования автономных машин чаще всего называли риск хакерской атаки во время поездки (55%), технического сбоя (56%) и непроработанность нормативно-правовой базы (71%). В плюсы записали снижение риска попасть в аварию (в это верят 45% опрошенных), возможность заниматься в поездке своими делами (62%) и улучшение мобильности людей с ограниченными возможностями (79%).
В целом российские автомобилисты готовы пробовать электромобили и автономные машины. На пути популяризации первых стоит дороговизна и отсутствие инфраструктуры, вторых – абсолютная неизведанность технологии, порождающая вполне логичные опасения.
Часть 2