На территории России ежегодно проходит несколько автомобильных выставок. Все они «местечковые», представляющие интерес только для АвтоВАЗа и – иногда – китайских брендов с ничем не обоснованными амбициями на резкий взлет популярности. Даже УАЗ и ГАЗ подходят к выбору площадок с большим разбором, экономя средства.
Единственное исключение – Московский автосалон. Под разными названиями он ведет историю с первой половины 1990-х годов. Но даже в периоды бурного роста отечественного рынка он не вставал вровень с европейской и мировой элитой вроде моторшоу в Женеве, Франкфурте, Париже, Детройте, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Случались, правда, мировые премьеры вроде первого поколения Volvo S80 в 1998 году. Оказалось, что выставляться на столичной земле накладно даже для самых богатых брендов, маркетинговый «выхлоп» невелик, а даты в конце августа – начале сентября еще приходятся на период отпусков, и посетителей оказывается меньше, чем могло бы быть.
Репутацию пришлось спасать, и вот уже почти 20 лет Московский автосалон носит статус международного только раз в два года. Но даже в этом качестве он интересен только россиянам, и громкими мировыми показами его обходят. Последняя более-менее представительная выставка прошла в 2014-м, аккурат накануне очередного кризиса. С тех пор – тишина. Разве что в прошлом году набралось сразу несколько любопытных экспонатов: седан и лимузин «Аурус», прототип новой «Нивы» Lada 4×4 Vision, купе-кроссовер Renault Arkana. Но такой набор может радовать только совсем уж «голодных» до новинок.
Российский рынок в рецессии, единственное приличное моторшоу – тоже. И вот в таких обстоятельствах в Северной столице решили провести в 2019 году первый в истории города официально международный автосалон! Для разбирающихся в ситуации было заранее и сразу очевидно: вытянуть мероприятие хоть на сколь-нибудь интересный уровень невозможно. А ведь статус требовал чем-то удивить.
На роль флагмана весьма кстати пришлись наивные китайцы. Компания GAC Motor в начале осени планирует запустить продажи своих легковых моделей в России, а потому развернула активную рекламную кампанию. Бренд GAC имел обширный стенд на ММАС-2018, а на этой неделе принимает участие в конвенции ассоциации «Российские автомобильные дилеры», проходящей в Москве. А вот торжественную церемонию подписания восьми первых дилерских соглашений провели в рамках Петербургского автосалона.
На моторшоу в Питере китайцы привезли всю линейку: седаны GA4 и GA8, электрический кроссовер GE3 530, минивэны GM6 и GM8, кроссоверы GS3, GS4, GS5 и GS8. Не иначе, оценивали интерес публики. Уже известно, что продажи стартуют с роскошного вэна GM8, среднего кроссовера GS5 и флагманского GS8. Чуть позже появится модель GS4. Цены и комплектации пока неизвестны.
GS5 имеет только передний привод, турбомоторы отдачей 152 или 169 л.с. Он одноклассник таких бестселлеров, как Volkswagen Tiguan, Kia Sportage, Toyota RAV4. Значит, для успеха должен стоить не больше полутора миллионов. А вот GS8 и GM8, которые вооружены двигателем 2.0 турбо в 201 силу (кстати, интересно: дефорсируют ли его для России, убрав явно лишнюю «лошадь»?) подберутся к отметке в два миллиона. И это в лучшем случае, ведь одноклассник GS8 Haval H9 стоит у нас до 2,8 миллиона рублей!
Самое удивительное в том, что GAC рассчитывает через пять лет продавать в России 50 000 автомобилей ежегодно! По крайней мере, так были переведены (и неоднократно) слова главы марки. Для сравнения: чуть больше полусотни тысяч реализовал за прошлый год Ford, который нас покидает, лучший из китайских брендов – Lifan – едва перешагнул отметку в 15 000 автомобилей, и предпосылок для взрывного роста спроса нет.
Иными словами, на Петербургском международном автосалоне гармонично объединились несбыточные надежды его организаторов и компании GAC Motor.
Стенд из Поднебесной занимал едва ли не пятую часть единственного (!) павильона выставки. УАЗ автосалон проигнорировал, ГАЗ не показал ничего нового, кроме уже мелькавших ранее версий «Газели Next». АвтоВАЗ привез в Питер концепт Lada 4×4 Vision, который показывали на ММАС-2018, все еще не серийную «Гранту Кросс» и битопливный «Ларгус CNG». О старте продаж последнего объявили в день открытия выставки. Впрочем, с нелепо размещенным в салоне баллоном и доплатой за ГБО в размере 72,5 тысячи рублей вряд ли на эту новинку найдется много желающих.
В остальном же международный автосалон напоминал мероприятие вроде «Автоэкзотики»: несколько стендов тюнинговых контор, бесперспективный пока прототип электромобиля для инвалидов из Белоруссии и – пара BMW 7-Series в кузове Е38. Одна – хорошей сохранности 740-я, вторая – бигфут. Есть и с десяток мотоциклов, но их поклонники явно не пошли на автосалон, а ждут открывающуюся в тех же залах 19 апреля выставку IMIS.
После посещения моторшоу в Северной столице было бы смешно, если бы не было так грустно. К превеликому сожалению, она стала отражением текущего состояния нашего авторынка.