За минувший год депутаты, профильные ведомства и представители общественных организаций выпустили массу инициатив, направленных как на ужесточение наказания для нарушающих правила водителей, так и на облегчение некоторых процедур. Некоторые из них были одобрены и вступят в силу в этом году, еще несколько получили необходимую поддержку правительства и имеют все шансы стать действующими законами.
Одним из самых заметных нововведений станет привлечение водителей к ответственности на основании видеосъемки очевидцев. Для этого власти намерены выпустить специальное мобильное приложение с авторизацией через портал госуслуг. Для пользования программой нужно быть обладателем смартфона с хорошей камерой. Все отправленные файлы будут храниться на отдельном сайте, а позже проверяться сотрудниками ГИБДД, которые и станут выносить постановления.
Идею с «народными инспекторами» уже одобрили в правительстве, а премьер РФ Дмитрий Медведев даже предложил начать штрафовать нарушителей без составления протокола, чтобы облегчить работу гаишникам, вынужденным просматривать файлы. На разработку приложения власти готовы потратить 2,5 миллиарда рублей. Оно должно получить высокую степень защиты, чтобы пользователи не смогли отредактировать видео, изменить время съемки и координаты.
Появятся и новые штрафы. Чиновники утвердили административное наказание за так называемое «опасное вождение», которое подразумевает целый ряд действий, включающий в себя несоблюдение дистанции и бокового интервала, частое перестроение при интенсивном движении, непредоставление преимущества при перестроении, резкое торможение без причины и препятствование обгону. В правилах дорожного движения соответствующий раздел появился еще летом 2017 года, однако наказание за нарушение до сих пор не определено. Но во второй половине прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, подразумевающий штраф в размере 5 000 рублей. А вот от идеи лишать за подобные маневры водительского удостоверения депутаты в итоге отказались. Правда, пока что на этом дело и кончилось, и изменения в КоАП еще не внесены.
Не менее важно появление новых дорожных знаков. В действие уже введен предварительный национальный стандарт, в который включен целый набор новых указателей. Надо отметить, что ничего революционного в новом стандарте не появилось: авторы просто закрепили все нововведения в ПДД за последние несколько лет на жестяных табличках для «упрощения визуального восприятия». Так, для диагональных пешеходных переходов, позволяющих переходить дорогу в любом направлении, разработан отдельный знак, для поворотов направо под запрещающий сигнал светофора появится указатель «Уступи всем, и можно поворачивать», а перед «вафельной» разметкой на перекрестках появится дорожный указатель «Запрет въезда на перекресток в случае затора».
В этом году российских водителей может ожидать очередная реформа техосмотра, о необходимости проведения которой в том году заговорили представители Минэкономразвития. По мнению сотрудников ведомства, это позволит свести к нулю продажи диагностических карт, и, соответственно, на дорогах станет гораздо меньше автохлама. Процедуру прохождения могут начать фиксировать на фото и видео, а операторов обяжут хранить данные на сервере. Правда, в РСА, которая станет отвечать за ведение электронной базы данных, уже отмечают, что эта мера ситуацию не улучшит. Страховщики уверены, что проблема не в продаже поддельных документов, а в слабой защите ЕАИСТО. Кстати, в союзе страховщиков уже рассказали, что разработка новой системы с нуля обойдется примерно в 300-400 миллионов рублей. Авторы проекта намерены также увеличить количество проверяемых в автомобиле параметров с сегодняшних 65 до 85-90, а цену на услугу поднять до 1000 рублей.
И самый больной для всех водителей вопрос: цены на бензин. Разумеется, они и не думают прекращать рост. В середине 2017 года стало известно о планах Министерства финансов РФ повысить акцизы на топливо. Таким образом, в ведомстве надеются привлечь в бюджет дополнительные 55-60 миллиардов рублей, которые пойдут на строительство трасс «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде. Повышать сборы власти намерены в два этапа: с 1 января и с 1 июля по 50 копеек за литр бензина или дизеля. Это приведет к очередному росту цен на топливо, которые, к слову, и так уже перевалили за психологическую отметку в 40 рублей.
Власти же, конечно, уверяют, что не допустят роста цен на розничных АЗС. По словам чиновников, они выработали комплекс мер, которые позволят удержать цены на нынешнем уровне. Например, увеличение поставок топлива нефтяными компаниями.
А вот об отмене транспортного налога, который изначально хотели заложить в акцизы, в очередной раз отказались. Против этого активно выступают регионы, которые опасаются, что инициатива приведет к возникновению «выпадающих доходов» и нехватке средств в дорожных фондах.
Из положительных новшеств ждем отмену необходимости возить с собой распечатку электронного полиса ОСАГО, ужесточение наказания для пешеходов за переход дороги в неположенном месте и упрощение процедуры регистрации конструктивных изменений транспортных средств.