Едва ли не дольше всех обсуждается идея официальной продажи «красивых» номеров. Это один из ключевых пунктов законопроекта «О государственной регистрации транспортных средств», который находится на рассмотрении Госдумы с 2011 года, то есть уже семь лет. Другие его пункты предусматривают разрешение регистрировать новые машины без визита в ГИБДД, а самим дилером, и упрощенный порядок идентификации и перерегистрации автомобилей, у которых от возраста стали нечитаемыми номера кузова, рамы и т.п.
Документ был внесен бывшим главой Госавтоинспекции Владимиром Федоровым. Первое чтение проект прошел в 2013 году и с тех пор находится на доработке. Скорее всего, о нем практически все уже забыли. Тем более, что сам Федоров уже не является ни сенатором, ни руководителем ГАИ. Если же закон все-таки состоится, то автомобилисты смогут выбирать при регистрации сочетание букв и цифр на номерном знаке. За базовую пошлину – из имеющихся в наличии обычных сочетаний, за повышенную – «красивые». Поправка о постановке транспорта на учет прямо в автосалоне никаких трудностей для реализации не представляет, ведь изготовлением номеров и так уже не первый год занимаются частные фирмы, а новая машина, очевидно, не нуждается в дополнительных проверках на «чистоту».
И все же полезные новшества «забуксовали» в Госдуме. А ведь продажа номеров принесла бы дополнительные средства бюджету.
Осенью 2016 года мы писали о проекте масштабной реформы формата номерных знаков. Для мотоциклов предлагалось ввести «жестянки» уменьшенных размеров, так как нынешние для двухколесных транспортных средств (особенно малого класса) откровенно велики. Спортивные и ретроавтомобили должны были получить отдельный формат, который позволил бы им пользоваться определенными привилегиями по части страховки и техосмотра. Наконец, в качестве альтернативы табличкам стандартного размера авторы хотели внедрить номера «американского» и «японского» форматов, чтобы у владельцев подержанных машин из соответствующих стран не было проблем с установкой.
Была анонсирована разработка нового госстандарта, но на этом все и заглохло. Отчасти проблема та же, что и у законопроекта о регистрации транспортных средства: инициатор и один из авторов документа, бывший начальник НИЦ БДД Олег Порташников сменил место работы.
В последние годы в России масштабно и перманентно правят законы об ОСАГО и автошколах. В чем-то удачно, в чем-то – нет. Однозначно провалилась реформа техосмотра, но как раз с ним пока ничего не сделали. Передача контроля за техническим состоянием транспорта от автоинспекции страховщикам в теории должна была стать благим делом, ведь последние, казалось бы, сильно заинтересованы в исправности машин. Но – не сложилось. Купить диагностическую карту стало проще и дешевле, и степень коррумпированности отрасли достигла колоссальных размеров.
Идеи звучат следующие. ГИБДД хочет вернуть себе хотя бы контроль за грузовиками и автобусами. С последними проблем много, надзор за ними нужен, как воздух. Кроме того, предлагается вернуть обязанность для водителей возить диагностическую карту с собой, а за ее отсутствие ввести 800-рублевый штраф. Как это поможет, если заветная бумажка по-прежнему будет продаваться на каждом углу, неизвестно. Но пока никакого продвижения законопроекта не видно. Видимо, всех ситуация с техосмотром устраивает. Иначе порядок прохождения контроля давно бы изменили.
В качестве очередного шага по ужесточению наказания за пьяное вождение еще в 2014 году было предложено ввести залог – задержание автомобиля до уплаты штрафа. Подразумевалось, что 30 000 рублей сразу найдут не все. А пока у любителя нетрезвой езды нет машины, он не сможет снова сесть за руль (как известно, управление уже лишенными прав водителями не редкость). Но вот уже четыре года идея никак не продвигается. В 2016-м Госдума одобрила его в первом чтении, и на этом дело застопорилось. Пока все по-прежнему: за нетрезвое состояние автомобилисты отвечают штрафом, лишением водительского удостоверения, а в определенных случаях – еще и наказанием вплоть до уголовного.
А вот столь ожидаемый страховщиками контроль за отсутствием полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений после многомесячных согласований скоро должен заработать. С 1 сентября пилотный проект стартует в Москве, а затем и по всей стране. Правда, обещают, что постановление будет приходить только одно за сутки, а не от каждого комплекса, который заметил машину без страховки. По разным оценкам, сейчас без ОСАГО ездит до 4 000 000 водителей, и это стало большой проблемой. Параллельно страховые компании добивались значительного увеличения штрафа за отсутствие полиса – с нынешних 800 до 5000 рублей. Однако законодатели на это не пошли. Посмотрим, поможет ли это решить проблему повального отказа от покупки обязательной страховки.