После разговора об особенностях гарантийных обязательств у разных производителей логично продолжить тему. Хотя гарантию устанавливает производитель, ремонтировать дефектные машины на заводе невозможно физически. Поэтому компании дают такое право своим официальным представителям – дилерам. Именно они, согласно инструкциям изготовителя, оценивают поломку. Если ее положено устранить бесплатно, дилер делает это за свой счет, а после выставляет счет производителю. Нередки случаи, когда дилеры всеми силами стараются «завернуть» клиента, обратившегося за гарантийным (читай: бесплатным) ремонтом своего автомобиля.
Главная оговорка гарантии в том, что дефект должен быть именно производственным. Если машину сломал сам владелец, то и бесплатного ремонта ему не видать. Например, если поехать на «гражданском» автомобиле на гонки, вполне логично ожидать, что техника может не выдержать повышенной нагрузки. В этом случае рассчитывать на гарантию наивно. Правда, дилер все же обязан провести техническую экспертизу, которая подтвердит, что это не гарантийный случай, а использование машины не по назначению. Кроме того, гарантия не распространяется на механические повреждения. Это может быть как авария, так и стихийное бедствие вроде урагана или града, падение деревьев на припаркованный транспорт.
А вот в других случаях сервисы нередко сильно лукавят, когда отказываются принимать машину на бесплатный ремонт. Самая частая причина отказа – отсутствие в сервисной книжке отметок о прохождении ТО у официального дилера. Дело в том, что на продаже автомобиля продавец зарабатывает не так уж много, зато устанавливает совсем недетский ценник на постпродажное сервисное обслуживание. Из-за этого многие автолюбители едут к неофициалам. Здесь и цены не кусаются, и качество, как правило, не хуже. Работы все выполняются по регламенту производителя, жидкости и расходники – из рекомендованных заводом.
Вот только если в машине все же что-то сломалось, и владелец решил обратиться к официалам по гарантии, дилеры всеми путями стараются отказать. Мол, в условиях гарантийного обслуживания указано, что все технические работы должны проходить строго на определенных станциях техобслуживания. В противном случае покупатель теряет гарантию. Однако законным такой отказ будет только в одном случае: если техническая экспертиза показала, что поломка возникла именно вследствие неправильно проведенных работ в неофициальном сервисе.
Примерно та же ситуация с установкой дополнительного оборудования. Здесь дилеры не стесняются устанавливать цены в разы выше рыночных, из-за чего многие владельцы едут ставить парктроник или сигнализацию в сторонний сервис или в гаражи. Однако и здесь официалы обязаны провести экспертизу, без которой подобный отказ незаконен. Логика проста: если установка сигнализации привела к выходу из строя какого-либо электронного блока, ремонт действительно должен оплачивать клиент. Однако если этот блок «умер» из-за производственного дефекта, то устранить неисправность дилер обязан бесплатно. Ну а «на глаз» сотрудники сервиса это понять явно не смогут. И уж тем более установленная электроника никак не может служить поводом для отказа в замене, например, деталей подвески.
Еще одна распространенная причина отказа в гарантийном ремонте – заправка плохим топливом. Чаще всего в этом обвиняют владельцев техники, у которой возникли проблемы с двигателем или топливной системой. В целом, с точки зрения закона дилер действительно может отказать в ремонте по этой причине. Но перед этим он обязан доказать, что причина именно в этом, и провести серьезную экспертизу.
К слову, автолюбителям полностью доверять специалистам дилерского центра не стоит. Ведь им выгодно любой ценой отказать в обслуживании, так что возможна подтасовка данных. В этом случае владельцу необходимо требовать взятия проб топлива в несколько емкостей, одну из которых стоит оставить у себя. Можно настоять и на опечатывании бака. Эти меры позволят исключить подмену топлива, а автолюбитель получает возможность в любой момент отвезти бензин или солярку на независимое исследование качества.
Если по результатам исследования качество топлива в норме, дилер обязан будет провести ремонт. В противном случае предъявлять претензии нужно к АЗС.
В случае отказа в гарантийном обслуживании, необходимо требовать его в письменном виде. Документ должен быть обоснован и подкреплен результатами экспертизы. Клиент всегда может обратиться к независимому эксперту. Часто заключение последних опровергают выводы дилера. В этих случаях есть смысл не останавливаться на достигнутом и готовиться к суду. Однако стоит помнить, что закон в таких случаях обязывает сначала отправлять дилеру досудебную претензию. И в большинстве случаев сервис сам идет на мировую, ведь в случае суда издержки могут быть в разы выше. Ну а если договориться не удалось, не стоит бояться суда. При наличии обоснованного требования, подкрепленного результатами экспертизы, велика вероятность полного возмещения ущерба.