Существуют разные методы уникализации авто: это аэрография, различные обвесы и прочие «украшательства и улучшательства». Световой тюнинг является одним из эффектных вариантов преображения авто. И самой распространенной в этом смысле является подсветка колесных дисков. Особенно обращает на себя внимание она в ночное время, и порой это завораживающее зрелище.
Сегодня для автовладельцев придумано много готовых вариантов светодиодной подсветки, ее остается только установить после покупки. Но если есть желание иметь действительно эксклюзивный внешний вид авто, но при этом бюджетный (да, такое возможно!), то нужно сделать светодиодную подсветку автодисков самостоятельно. В пользу монтажа в специализированных мастерских говорит гарантированный качественный результат, но если руки растут оттуда, откуда надо, все получится.
1 Виды подсветки
Существует несколько методов подсветки автодисков, самыми распространенными вариантами являются светодиодные ленты. Они имеют много преимуществ, основные из которых: безопасность, долгий срок эксплуатации, дешевизна, простота в уходе, меньшее энергопотребление, простота монтажа. Широкая гамма цветов позволяет создавать разные световые вариации.
Так как особых знаний и навыков светодиодный тюнинг на авто не требует, его часто делают своими руками, не зная специфики светодиодов. К тому же неправильно подключенная светодиодная лента не прослужит долго.
Если для внутренней подсветки подойдет SMD 3528 60/120 шт/м (самая распространенная лента, продается в любом магазине), то для наружного освещения автомобиля нужны более мощные светодиоды, например, SMD 5050 или 5630 30/60 шт/м. Для такой мощности необходим теплоотвод, и в его роли тут выступает алюминиевый профиль. Рекомендуемый размер одного светодиода – 3,5×2,8.
Вместо обычных светодиодов можно взять RGB, это немного дороже, подключение посложнее, и нужен дополнительный контроллер управления, зато есть возможность управлять яркостью и цветом (дистанционно).
Класс защиты рекомендуется IP65–68. Это ленты с защитным слоем, способным защитить от конденсата, пыли и других воздействий, они герметичны и водонепроницаемы, их можно смело размещать на автодисках. Другие варианты чреваты коротким замыканием во время осадков.
Еще одним простым методом подсветки колес является «колпачковая» подсветка. Колпачки монтируются в центральные отверстия автодисков. Имеется широкий ассортимент различных моделей, дающих разные варианты подсветки. Есть колпаки, которые ставятся без дополнительных доработок, и экземпляры, требующие к себе внимания, что следует учесть при выборе.
LED-колпачки работают от батареек, имеют резьбу для фиксации, устойчивы к вибрации и влаге. Свечение зависит от скорости вращения колес, на малой скорости создается эффект мигания, с ее повышением скорости оно становится устойчивее и ярче. Визуальные характеристики свечения также зависят от длины колпачков, их количества, геометрии расположения, монохромности или разнообразия цветов. Продвинутые модели могут иметь датчик света и поддержку дистанционного управления, что экономит батарейки.
Самым менее распространенным (новинка, появившаяся не так давно), но наиболее эффектным является светодиодная видеопроекция на автодиски. Она не только вызывает удивление, но и заставляет задуматься всех, кто это видит, о том, как это работает. Секрет прост: на диск фиксируется специальный модуль с встроенным микроконтроллером и подпиткой от батареек.
Свечение происходит благодаря RGB-светодиодам, формирующим рисунок. Для этого необходимо заранее скачать разные варианты анимации на флешку, откуда можно копировать их в модуль. Выбор и изменение проекций возможны как во время движения авто, так и во время его остановки.
Видеопроекционная светодиодная подсветка впечатляет, но не обошлось и без минусов. Анимация каждого автодиска работает от отдельного дистанционного пульта, нет стабильности видеоизображения, быстро садятся батарейки, низок класс защиты, легко демонтируются (легкая добыча для воров), высокая стоимость.
2 Что нужно для подсветки?
Простую светодиодную подсветку автодисков может сделать любой человек, обладающий элементарными знаниями электрики. Что нужно для этого? Не так уж и много.
Для данной операции потребуются: герметик, светодиодные ленты (одного или нескольких цветов), хомуты (или проволока), провода для электропитания светодиодов, двенадцативольтовые стабилизаторы напряжения для светодиодов, клей (если светодиодная лента без клеящей поверхности).
3 Способы установки
Подсветку дисков автомобиля можно сделать несколькими способами. В любом случае монтаж следует делать только на надежно зафиксированном авто, колеса при этом снимаются.
Первоначальным является подготовительный период. Сначала продумывается схема подключения светодиодов. Если не брать сложные варианты, предполагающие дистанционное управление или беспроводную подсветку, простых способов всего два.
Первый из них предполагает включение подсветки вместе с фарами, а второй – отдельным тумблером. Дальнейшие нюансы зависят от того, какой вариант выбран. Например, длина провода или месторасположение тумблера на приборной панели.
Важным моментом является и наличие защиты тормозных дисков от попадания грязи, иначе процент красоты светодиодной подсветки резко понизится.
Монтаж на защитный кожух предполагает его предварительную чистку, чтобы светодиодная лента приклеилась как надо. По краям кожуха делаются дырки на желаемом расстоянии (оптимальным считается 5–8 сантиметров) для дополнительного закрепления ленты.
Далее отрезается некоторое количество светодиодной ленты (по меткам), прикрепляется электропровод и стабилизатор напряжения, фиксируются изолентой светодиоды на кожух, затем проводится их дополнительная фиксация хомутами. Установка на кожух требует примерно 120–140 см ленты (если без отходов), что соответствует трем десяткам сантиметров на каждое колесо.
Если лента монтируется на поверхность, не закрытую кожухом, то нужно предварительно приклеить подложку (подойдет лента из любого легкого металла). Также монтаж без защитного кожуха может осуществляться на предварительное изготовление каркаса, на который будет прикреплена светодиодная лента. Делается он из удобных в обработке металлов, которые при этом должны быть легкими, работа по изготовлению каркаса должна быть сделана филигранно и красиво, иначе это все испортит.
Монтаж на задние колеса имеет два способа. Если автомобиль оснащен тормозными барабанами, то придется применять иной способ установки. Проще всего просверлить в них крепежные дырки (предварительно сняв) и закрепить элементы освещения. Для равномерности света светодиоды можно чуть «утопить», поместив за тормозной барабан.
4 Дополнительные советы
При принятии решения об установке подсветки дисков следует иметь в виду легальность данного вида тюнинга. По факту единственным документом, которым руководствуются сотрудники ГИБДД, штрафуя владельцев таких авто, являются «Требования к внешним световым приборам». Ориентируясь на него, инспекторы говорят, что все несоответствия стандартным внешним световым приборам противозаконны.
При этом в документе есть упоминание про запрет установки определенных световых приборов (конкретика указана в самом документе) или несоответствие требованиям для световых приборов, но нет ни слова именно про светодиодную подсветку. Поэтому, как это часто бывает в нашей стране, на практике все зависит от удачи и настроения инспектора.