Регламентные работы на автомобиле производители привязывают к его пробегу, основанному на показаниях одометра, или возрасту. Для многих агрегатов и узлов машины, таких как трансмиссия, подвеска, эти цифры соответствуют истинному их износу, но только не для двигателя, ресурс которого никак не связан с тем, сколько она пробежала, особенно в зимних условиях. Поэтому замену моторного масла необходимо производить не по регламенту, а по условиям, в которых оно эксплуатировалось.
1 Причины несоответствия пробега автомобиля и износа масла
В зависимости от типа масла (минеральное, полусинтетика, синтетика), меняется оно через 7,5, 10, 15, 20 тысяч км пробега, что соответствует наработке двигателя в 200-400 часов, в теплое время года. Зимой расход моторесурса на тот же километраж будет значительно выше, связано это с более длительными прогревами двигателя после запуска и простоями в пробках на заснеженных дорогах, когда водитель часами не выключает мотор, чтобы не замерзнуть. Поэтому смазочные материалы и теряют свои свойства намного быстрее, предусмотренного для них регламента.
Еще одной причиной более интенсивной потери этих характеристик является образование в двигателе конденсата. Вода является продуктом распада при горении топлива и если летом она легко вылетает, в виде пара, вместе с выхлопными газами, то зимой конденсируется на холодных деталях непрогретого двигателя и затем стекает в картер, образуя в нем пену, которая резко ухудшает смазку. Вот почему так важно перед каждой поездкой хорошо прогревать мотор.
2 Необходимость и сроки замены смазочного материала
Необходимость замены моторного масла весной после того, как оно прошло через жесткие условия зимней эксплуатации и, практически, полностью потеряло свои смазочные свойства, так же как и летом через установленные показатели пробега, не должно вызывать сомнений. При этом минеральное и полусинтетическое, в котором более 70% все той же органики, масла лишаются своих характеристик гораздо быстрее, чем синтетическое.,
Просрочка регламентных сроков на длительное время ведет к выпариванию жидкой составляющей смазки и её коксованию, что становится причиной масляного голодания двигателя, его перегрева и заклинивания.
Что касается сезонности в использовании масел, то в условиях резко континентального климата большинства регионов России, когда летом жара под +30˚ С, а зимой далеко за -30˚ С, это становится обязательным: в летний период необходимо использовать более вязкую смазку, в холода – жидкую, это обеспечит самые оптимальные для работы двигателя. Поэтому, даже если по пробегу еще не подошел срок его замены, не стоит тянуть до зимы — делать это надо до наступления морозов: во-первых, при -10˚ С оно замерзнет и его невозможно будет слить, а во-вторых, двигатель, просто, не будет запускаться.
При большом зимнем пробеге, в холодное время поменять можно только на аналогичную смазку, причем использовать нужно только качественнее смазочные материалы, это позволит не только сохранить, но и повысить ресурс двигателя. Дело в том, что производители, определяя эти показатели, исходят из среднестатистических данных, в том числе с использованием ГСМ среднего качества.
А так как до 70% износа двигателя происходят при холодных запусках, когда детали на сухую трутся друг об друга, то применение высококачественного зимнего масла 0W30, которое почти мгновенно создает на всех деталях мотора масляную пленочку, резко уменьшая их трение, может повысить долговечность агрегата вдвое. Это доказано многими автолюбителями на личном опыте.
Поэтому определяясь с выбором моторных масел, каждый автовладелец должен исходить не из сиюминутной выгоды от покупки дешевой смазки, а от возможной в недалекой перспективе, значительной, стоимостью в половину машины, траты на капитальный ремонт двигателя.