Lada Vesta SW Cross уже на старте продаж превратилась в дефицит. Еще бы! В емкостях багажника можно заблудиться, внешность – иные иномарки бледнеют, клиренс – кроссоверам на зависть. А еще мотор 1,8. На таком «кроссе» мы проехали 1000 км, и он успел нас и впечатлить, и озадачить.
Аббревиатура SW в случае с Vesta – это не Station Wagon, а Sport Wagon. Не традиционный семейный универсал-грузовоз, вроде Largus, а более динамичная, стильная модель с покатой крышей. Этакий российский shooting brake. И мы берем назад свои прежние слова, что седан Vesta — самый красивый автомобиль от АвтоВАЗа…
Потому что "вагон" со своей "парящей" крышей смотрится намного круче и, самое главное, гармоничнее! Хотя ниже подоконной линии SW – это, по сути, тот седан, только доработанный. И что, действительно так сильно отличается? На этот и другие вопросы наших читателей сейчас ответим.
Насколько ярко SW Cross выглядит снаружи, настолько он внутри — все та же Vesta, уже знакомая нам по тестовым седанам. Вот знакомое гулкое буханье дверей при закрывании, вон знакомый кусок поролонового уплотнителя выглядывает между лобовым стеклом и торпедо…
Но есть и отличия. Характерные ароматы отделки еще остались, хотя "фонит" уже меньше и выветривается запах быстро. Откидной подлокотник на водительском кресле заменил центральный бокс с мягкой крышкой, на которую удобно опираться рукой (на дверях подлокотники все такие же жесткие). И подогрев передних сидений уже 3-ступенчатый.
Руль регулируется по углу наклона и вылету, сиденье водителя – по высоте и степени поясничного подпора. Но почему у руля такой тугой механизм настройки? Еще не радуют короткая подушка сиденья и ее высокой задранный передний край. Плечи висят в воздухе без опоры на подушку, хотя она и хорошо поддерживает поясницу — после привыкания я, что называется, присиделся. В поворотах из "седла" не выпадешь за счет неплохой боковой поддержки и плотной посадки.
А вот из-за компоновки педального узла не так просто подобрать под них положение, чтобы не сидеть "на полусогнутых". Площадка под левую ногу все такая же куцая и неудобная, ногу не вытянуть. Педали стоят плотно, крупной обувью периодически давишь сразу на газ и тормоз, плюс цепляешь мыском за декоративный щиток над педалью тормоза.
Вообще, замечаний по машине в этот раз набралось изрядно. Например, удивляет разница в усилиях и тактильных ощущениях на кнопках и ручках, а скользкие "крутилки" климат-контроля болтаются и почти не фиксируются при вращении. В оснащение SW Cross входят датчик света и дождя, левый дворник теперь шире чистит свою зону… Но "дворники" все так же вздрагивают после остановки, воет моторчик стеклоомывателя, а задняя форсунка не распыляет "омывайку" на стекло пятой двери, а просто льет ее. Да и свет галогенных фар яркостью не впечатлил – ни ближний, ни дальний. Из плюсов — противотуманки заметно расширяют световую границу.
Может на ходу Vesta SW Cross порадует больше? Ведь у нее лифтованная подвеска и аж целый 1,8 под капотом…
Мотор ВАЗ-21179 (не путать с движком ВАЗ-21128 от ателье "Супер-Авто") – и событие, и очередной "долгострой" в истории АвтоВАЗа. Разрабатывать его начали еще в 2006 году, а в 2008-м привлекли на помощь английскую инжиниринговую фирму Ricardo. В серию же двигатель пошел только в феврале 2016 года. Первым его получил Xray, затем Vesta, на очереди — Largus. В основе — чугунный блок и алюминиевая головка 1,6-литрового агрегата ВАЗ-21127 (21129 на Vesta и Xray). Но объем изменений такой, что это, по сути, новый мотор.
Объем двигателя нарастили до 1,8 л, удлинив ход поршня за счет нового вазовского коленвала и укороченных на 5 мм шатунов. Увеличенные клапаны фирмы Mahle и южнокорейские полые распредвалы – облегченные. Шатунно-поршневая группа тоже облегченная, от Federal Mogul, с усиленными поршнями. В Сети фигурируют цифры ресурса мотора в 220 000 км. Но надо помнить, что из-за укороченного шатуна с выросшим углом наклона поршень теперь сильнее давит на стенки цилиндра, а удлиненный рабочий ход увеличивает его скорость. Все это может ускорять износ цилиндро-поршневой группы, так что вопрос ресурса нового мотора пока открыт.
Системы смазки и охлаждения – с дополнительными каналами, впуск и выпуск тоже переработаны. Масляный насос корейской фирмы GMB (у нее же покупают и более производительную водяную помпу) теперь качает в два раза больше масла. Это нужно для гидравлического фазовращателя на впускном распредвале, который вазовский мотор получил впервые. Сам регулятор фаз газораспределения – немецкой фирмы INA. Топливную рампу поставляет Continental, форсунки – увеличенной производительности. ГРМ приводится ремнем с новым автоматическим натяжителем от INA.
Заметим, что ранее на Xray мотор 1,8 уже отметился "масложором". Причина крылась в партии бракованных клапанов Mahle китайского производства, на стержнях которых были риски от плохой механической обработки. АвтоВАЗ заявил, что исправил ситуацию, а на "жрущих" масло машинах по гарантии меняли головки блока в сборе. Кстати, об этих и других "болячках" Xray и Vesta мы уже писали в рубрике "Детские болезни".
Мотор объемом 1,6 л – это 106 "сил" при 5800 об/мин и 148 Нм при 4200 об/мин. Двигатель 1,8 – это уже 122 л.с. на 5900 об/мин и 170 Нм при 3700 об/мин. Прямо скажем, негусто для нашего времени. И более мощную версию 1,8-литрового мотора АвтоВАЗ явно придерживает для Vesta Sport, где ожидаются 149, а в перспективе и 180 л.с. Но ее ждут не ранее 2018 года. А это значит, что мастера чип-тюнинга без работы не останутся: они уже предлагают прошивки для двигателя 1,8.
По заводским данным тестовый SW Cross 1,8 с МКПП в разгоне до 100 км/час на 1,4 секунды быстрее версии с мотором 1,6: 11,2 сек против 12,6. Откуда такая разница? Не только из-за мощности. С мотором 1,8 сочетается механическая коробка Renault JR515, собираемая на АвтоВАЗе. И передаточные числа у нее "короче", чем у вазовской "механики" 21807 в паре с мотором 1,6. Но есть еще одно ключевое отличие. SW Cross с движком 1,8 и механической КПП – единственная версия во всем семействе Vesta, у которой передаточное число главной передачи равно 4,2. У всех остальных Vesta оно более "скоростное" — 3,9.
Вазовцы заявляют, что такие укороченные передаточные числа "повышают комфорт в начале движения и удобство управления автомобилем на дорогах со сложными покрытиями". Проверим. Поворот ключа, характерная секундная пауза на запуске, и… Слушайте, а почему даже прогретый мотор так по-дизельному тарахтит на холостых и при разгоне с низких оборотов на пятой передаче?! Жалобы на "дизеление" уже были на моторах 1,6 л, но выходит, что на новом движке его так и не победили?
Зато трогаться с 1-й передачи и правда очень легко: тяга – как на дизеле, даже не ладящий с "механикой" водитель справится и не заглохнет, мы проверяли. К длинноходному, но легкому и вполне информативному сцеплению претензий у нас тоже нет. А вот в остальном…
В пробке можно легко ползти на 1-й передаче даже на холостых оборотах. Но чуть касаешься педали газа – и машина дергается вперед. Ей бы такую нетерпеливую прыть при разгоне! А то ведь я перехожу на вторую, даю газ, но вместо активного ускорения – провалы и рывки. Вроде бы более "низовой" мотор — а с этих самых "низов" едет нехотя. До 2000 об/мин его словно нет, и только к 3000 об/мин начинается подхват. Причем высокие обороты ожидаемо сопровождаются жестким звуком, с надрывом и знакомым ревом.
К коробке передач тоже есть вопросы. На тугой рычаг КПП идут вибрации и толчки, а при включении 3 и 5 ступеней происходят "затыки". (Помнится, вазовская "механика" на тестовом седане оставила более приятное впечатление). На трассе же вылезает обратная сторона укороченных передаточных чисел трансмиссии. Пятая передача, 100 км/час – тахометр показывает около 2600 об/мин, а на 110 км/час там уже почти 3000 об/мин. А это, как вы понимаете, и лишний шум мотора, и лишний расход.
В общем, не скажу, что мотор 1,8 нас сильно впечатлил по динамике, мы ждали большего. И, судя по отзывам других коллег-журналистов, не дождались этого не только мы. Да, 1,8 тянет получше, чем двигатель 1,6, только эта разница не настолько кардинальна и провальна для "младшего мотора". Агрегат 1,8 мог бы раскрыть свой потенциал после тюнинга, но если вам это не надо, то движок 1,6 – самый рациональный выбор.
Что до расхода, то по чекам вышло 6,7 л/100 км по трассе и немного в городе, и 7,8 л/100 км с учетом заездов по грунтовкам. В городе по маршрутному компьютеру аппетит может подниматься до 10 л/100 км и выше. Неудивительно, ведь паспортный аппетит в городе — 10,7 л/100 км (мотор 1,6 "ест" ровно на 1 литр меньше).
Про то, как едет и рулится Vesta SW Cross, надо рассказать особо, ведь универсал серьезно отличается и от седана, и от "просто" SW. Кузова у "вагонов" жестче на кручение, а еще SW и SW Cross на 70 кг тяжелее седана, вместимость их багажников больше, поэтому у них более жесткие задние пружины.
Колея у "кроссовой" версии шире: 1524 мм против 1510 мм у седана и обычного SW. И подвеска у Cross тоже своя: более длинноходная, с другими пружинами и амортизаторами, и настройками, которые учитывают не только прибавку в весе, но и повышение центра тяжести. Колеса — только 17-дюймовые, с резиной 205/50 (тестовая машина была на зимней "липучке" Michelin X-Ice). Все вместе это и дает версии Cross заявленный клиренс в "кроссоверные" 203 мм (!) против 178 мм у седана и обычного SW, которому 17-дюймовые диски не положены.
Кстати, колес поменьше у SW Cross не будет. Почему, если для обычной Vesta SW предлагают и размер 185/65 R15, и 195/55 R16, спросите вы?! В Тольятти парируют, что это уменьшит клиренс (на 8 мм, если верить шинному калькулятору) и заявляют, что подвеска "кросса" настраивалась именно под 17-дюймовую резину. И что же настроили в итоге?
На асфальте плотно сбитая подвеска не замечает дорожную "мелочь" и хорошо сглаживает средние неровности – можно не церемониться со скоростью и не заморачиваться с объездами. Хотя на "лежачих полицейских" чувствуется, что из-за подвески и низкопрофильной резины SW Cross жестче седана: если не притормаживать, "морду" подбрасывает до срабатывания амортизаторов на отбой, да и корма проходит неровность с хорошим пинком. Зато в ходовых поворотах и на активных перестроениях машина не валится и дает стойкое ощущение, что это цепкое и собранное шасси запросто выдержит и более мощный мотор.
Руль с электроусилителем делает 2,8 оборота от упора до упора, невесом на малых скоростях, хотя на скорости уже тяжеловат, сильнее "зажат" и менее чувствителен в околонулевой зоне. Поначалу SW Cross еще и просит микроподруливаний, но после привыкания к машине это менее заметно.
Вся же суть затеи с лифтованной и более энергоемкой подвеской раскрывается на проселках и разбомбленных щебеночных грейдерах. По ним бодро бежит и обычная Vesta, но то, как позволяет "наваливать" Cross-версия… Да это уже кроссовер, а не легковушка! Сначала на сельских ухабах и ямах осторожничаешь, ждешь, что вот сейчас будет жесткий пробой подвески или контакт днищем, но ничего не происходит, подвеска держит удар. И начинаешь смелеть, наглеть: вот уже ходом обгоняешь крадущиеся по кочкам легковушки, объезжаешь "Нивы", вот в мыслях уже и сам Renault Duster тебе ровня…
По своей способности "переваривать" наши дороги SW Cross тот еще провокатор. Из сдерживающих факторов – опасения, как бы на низкопрофильной резине от ударов не вылезли "грыжи". Второй момент: при активной езде на больших ямах гремит и бухает подвеска, особенно передняя – у Vesta, похоже, это фамильное. И трясет, конечно, пожестче и резче, пассажиры (особенно задние) долго такой "ралли-стайл" терпеть не захотят. Так что часто ездить по разбитым дорогам, есть смысл поискать резину с профилем повыше: и ход мягче будет, и покрышки живее.
Этому вопросу уже столько лет, если разобраться… В 2000-х годах на АвтоВАЗе несколько раз пытались приладить полный привод к своим легковым моделям. В 2001 году сделали экспериментальный универсал Lada 111 GTI 2,0 4×4, а в 2007 году появился прототип "Калины" по имени Lada 1117 4WD – обеим машинам ради этого даже сделали задние независимые подвески. Подробнее – в нашем хит-параде нереализованных проектов АвтоВАЗа.
Увы, дальше нескольких опытных образцов дело тогда не продвинулось. Ведь из-за большого объема переделок конструкции такая машина получается слишком дорогой на выходе. И на АвтоВАЗе пока не уверены, что российский покупатель готов за это платить. Особенно сегодня.
Но есть другой вариант. В 2016 году в Тольятти начали испытывать полноприводные Renault Logan и Sandero, где задние колеса крутит гидрообъемная трансмиссия французской компании Poclain Hydraulic. Для этого в штатную коробку передач установлен насос, который качает по шлангам масло на тяговый гидромотор. Если Logan и Sandero в итоге ее получат, то почему бы и с "Вестой" не попробовать? Впрочем, на наш вопрос о полном приводе (в том числе и гидравлическом) на АвтоВАЗе отвечают, что "продолжают исследования в этом направлении, но о конкретных сроках и решениях пока говорить рано".
О "купейной" Vesta даже и речи нет, а вот шпионские фото прототипов хэтчбека в сети ранее мелькали. Но еще в 2016 году президент АвтоВАЗа Николя Мор сообщил об отказе от хэтчбека и заявил, что компания делает ставку именно на универсал.
Неспешность "робота" АМТ (коробка серии ВАЗ-21827 с электроактуаторами ZF) с однодисковым "сухим" сцеплением уже известна. Мы, кстати, тоже хлебнули этой "задумчивости" во время длительного теста седана Vesta АМТ. И АвтоВАЗ теперь рассматривает новые "двухпедальные" варианты. Один из них – бесступенчатый вариатор альянса Renault-Nissan.
Весной этого года появилась информация, что уже готов опытный образец Lada Vesta с вариатором. Производитель якобы занят выбором поставщиков, а товарная модификация такой "Весты" будет готова уже к началу 2018 года. Но на наш вопрос о конкретике пресс-служба АвтоВАЗа пока отвечает, что "мы видим интерес со стороны рынка на другие типы автоматических трансмиссий, работаем в этом направлении, но никаких решений пока не принято". Короче, ждем 2018 год.
В июле 2017 года АвтоВАЗ начал продавать двухтопливный седан Lada Vesta CNG с "механикой" и 106-сильным мотором 1,6 л, работающим на бензине и сжатом природном газе. АвтоВАЗ заявляет, что общий запас топлива (55 л бензина и 90 л в баллоне для газа) дает пробег в 1000 км без дозаправки. А использование метана позволяет снизить расходы на горючее в 3 раза. Газо-бензиновую Vesta продают в 4 комплектациях по цене от 749 900 до 864 900 рублей.
На наш же вопрос про то, будет ли метановая версия у SW/SW Cross, в пресс-службе АвтоВАЗА ответили следующее.
"Если говорить о схеме, примененной на седане Lada Vesta CNG, то нет, так как баллон в багажнике не позволит использовать преимущества однообъемного кузова. Но если будет соответствующий запрос от рынка – станем прорабатывать варианты. Пропан не рассматривается, так как этот газ опаснее и менее стабилен по качеству".
Да, Lada Vesta SW Cross сегодня – самая дорогая вазовская модель. И если у седана и обычного SW есть дешевые комплектации (Classic и Comfort), то "кросс" продают только в версиях Luxe. Вариант с мотором 1,6 и МКПП – от 755 900 рублей. Движок 1,8 и "механикой" стоит от 780 900, с "роботом" — уже от 805 900 рублей за базовый Luxe до максимальных 847 900 рублей за Luxe Prestige! Для сравнения, диапазон цен на обычный универсал SW – от 639 900 до 804 900 рублей.
Впрочем, даже базовый SW Cross Luxe хорошо оснащен. Есть 4 подушки безопасности, система стабилизации с ассистентом старта в гору, двойной пол багажника, климат-контроль с охлаждаемым бардачком, подогревы зеркал (с сервоприводом), лобового стекла и передних сидений, электрические стеклоподъемники "по кругу", датчики света, дождя и парковки (сзади), мультируль, круиз-контроль и магнитола с 4 колонками.
Версия Luxe Multimedia (от 779 900 рублей) дополнена камерой заднего вида и мультимедийной системой с 7-дюмовым экраном и навигацией. Тестовый же SW Cross (1,8 л, МКПП) был в топовом исполнении Luxe Prestige за 822 900 рублей. Тут светодиодная подсветка салона, подлокотник и подогрев заднего дивана, тонировка задних стекол.
А что есть у конкурентов? Найдутся варианты дешевле, но SW Cross переигрывает их всех по соотношению цена-оснащение. Например, у хэтча Renault Sandero Stepway клиренс в 195 мм и диапазон цен без опций в 649 990–765 990 рублей. Но он сильно меньше "Весты", а машина, близкая по оснащению к базовому SW Cross, стоит уже от 780 000 рублей за мотор 1,6 (82 л.с.) с МКПП. За движок в 113 л.с. надо доплатить еще 40 000 рублей, за 4-ступенчатый автомат – 70 000 рублей.
Новейший приподнятый Kia Rio X-Line крупнее Sandero Stepway, но клиренс у него лишь 170 мм. И цены другие: за 774 900 рублей продадут только мотор 1,4 л (100 л.с.) с 6-ступенчатой МКПП. Двигатель 1,6 (123 л.с.) стоит уже от 799 900 рублей, а за 6-диапазонный автомат в обоих случаях попросят еще 40 000 рублей. Чтобы получить сравнимый уровень оснащения, как у топового SW Cross, готовьте минимум 964 900 рублей.
Замахнемся на кроссоверы? Renault Duster имеет клиренс 205 мм, а базовый вариант с передним приводом (МКПП, 1,6 л, 114 л.с.) и без кондиционера стоит от 639 900 рублей, с полным приводом – от 759 990 рублей. Но сравнимые с SW Cross по оснащению версии стоят уже под 900 000 рублей и выше, а версия с автоматом оценена минимум в 949 990 рублей.
Стартовая Hyundai Creta с передним приводом (1,6 л, 123 л.с.) и 6-ступенчатой МКПП стоит уже 799 900 рублей. С кондиционером – от 904 900 рублей, с автоматом – от 954 900, с полным приводом – от 984 900 рублей. Оснащение, как у "Весты", стоит уже под 1 млн рублей и выше.