В сегменте легкого коммерческого транспорта — вновь большое событие. Компания Mercedes-Benz представила новое поколение Sprinter, который не только изменился визуально, но и глубоко интегрировался в «онлайн». Достаточно ли этого, чтобы «Спринтер» стал лучшей моделью своем в классе?
Может показаться странным, но рассказывать о коммерческой технике временами бывает интереснее, чем искать десять отличий между старыми и обновленными легковушками. Судите сами: жизненный цикл моделей в сегменте LCV настолько затянут, что с выходом нового поколения на него обрушиваются все (или почти все) технологии, которыми разжился производитель, пока старые фургоны годами таскали коробки. И третье поколение коммерческого флагмана Mercedes-Benz — ярчайший тому пример.
Первую статическую презентацию абсолютно нового "Шпринтера", как его называют сами немцы, устроили разве что не у себя в прихожей. Премьера состоялась в индустриальной зоне Дуйсбурга, где расположен крупнейший речной порт Европы. До производственной площадки Mercedes-Benz Vans в смежном Дюссельдорфе отсюда рукой подать. Концентрация легкого и тяжелого коммерческого транспорта в этой местности на берегах Рейна особенно высока, и контейнерно-паллетный антураж пришелся абсолютно в тему.
Надо сказать, что начало 2018 года для немцев выдалось сверхнасыщенным в плане новинок. В Детройте показали новый "Гелендваген", еще через месяц в Амстердаме — новый А-Класс, ну а спустя пару дней выкатили не менее значимый Sprinter. О его чрезвычайной важности для "Даймлера" красноречиво говорит тот факт, что титульную речь задвигал лично Дитер Цетше, глава всего немецкого концерна. Имя "Спринтер" в общеевропейском масштабе стало таким же нарицательным, как, например, у нас отечественная "газелька", ну а сам старик Цетше не стесняется называть его S-Классом в сегменте коммерческого транспорта. Скажу от себя: в чем-то даже круче!
Я умышленно отодвигаю на задний план железо, поскольку рассказ о новом Mercedes-Benz Sprinter большие боссы тоже начали отнюдь не с того, сколько ящиков, европаллет или кресел можно втиснуть в грузовой отсек. Главной темой презентации и "воркшопов" стали цифровые возможности "Спринтера", который из простого "транспортера" превратился в часть так называемого интернета вещей. Казалось бы, зачем так усложнять? Да потому что мир вокруг сильно изменился. Доставка товара в день заказа стала нормой, а Европа переживает ажиотажный интерес к сегменту онлайн-покупок продовольствия, требующих построения логистических процессов с ювелирной точностью.
И новый управляющий комплекс Mercedes PRO для "Спринтера" — как раз об этом. Немцы разработали собственную телематическую платформу по управлению автопарком в режиме онлайн, которая предусматривает сразу восемь различных бизнес-пакетов. С помощью этого инструмента флит-менеджер сможет выбирать оптимальное время для плановых сервисных работ и минимизировать простой техники, следить за перемещениями "Спринтеров" и дистанционно загружать в навигацию ежедневные маршруты движения. А на более высоком уровне пакета система Mercedes PRO так и вовсе будет самостоятельно строить оптимальный маршрут и динамически корректировать его с учетом текущей загруженности дорог.
Новый Sprinter с фирменной "мерседесовской" телематикой запишет все поездки и выполненные заказы в цифровой журнал, а также проанализирует стиль езды каждого конкретного водителя, напрямую влияющий на расход топлива и естественный износ техники. Потребуется сформировать отчет для налоговой службы? Без проблем, все будет сделано автоматически. Проследить за автопарком, в котором присутствуют автомобили других марок, помимо Mercedes-Benz? Просто закажите соответствующий пакет для своего бизнеса, будь то пассажирские перевозки, курьерская доставка или служба ассенизации.
Чем же Sprinter круче легковых "Мерседесов"? А тем, что весь этот цифровой скарб взаимодействует с автомобилем на уровне новейшего мультимедийного комплекса MBUX, который дебютировал на А-Классе нового поколения и появился у коммерческого "Спринтера" раньше, чем на флагманских "ешках" или "эсках". Короче говоря, если вы не рассчитывали дожить до тех времен, когда у MB появится полноценный сенсорный экран, то, считайте, дожили!
С навигацией нового Sprinter вообще отдельная история. "Мерседесовцы" впервые начали использовать адресную систему под названием "what3words". И если вы тоже не сразу уловили, в чем ее суть, то вкратце объясню. В этом способе передачи местоположения вся земная поверхность делится на маленькие квадраты площадью 3х3 м, каждому из которых присвоена координата из трех произвольных слов (и передавать их легче, чем координаты GPS). Чтобы было еще понятнее, вот пример: адрес нашей редакции в Москве соответствует метке "котик.июнь.урок". Забавно, но это действительно работает.
В целом у MBUX совершенно иная функциональная оболочка с иконками, классный отклик на касания и реально отличное быстродействие всей системы — без лагов и подергиваний. Привет S-Классу c его тормозящим Command'ом. Голосовой ассистент отзывается на "Hey, Mercedes!" и вроде как постоянно самообучается восприятию простых и даже сленговых команд вместо унылых формализованных модулей типа "навигация-построить маршрут".
А мне так и хочется спросить: эй, Мерседес, а ты точно "полностью новый"? За экспрессивным дизайном передней части Sprinter в стиле нового пикапа X-Класса слишком уж очевидно торчат уши архитектуры кузова прежнего поколения — со слегка переработанными плечевыми подштамповками и видоизмененной светографикой фонарей. Я вовсе не утверждаю, что фрагментарное использование старой структуры наносит какой-то вред коммерческому фургону. Но если вспомнить, насколько сильно шагнул вперед в плане ездового комфорта и легковых ощущений новый Volkswagen Crafter, то возникает почва для размышлений.
Представители Mercedes-Benz Vans остаются непреклонны. "Вы удивитесь тому, каким легким, комфортным и приятным в управлении стал новый Sprinter. Особенно его переднеприводная версия. Надеюсь, вам в скором времени удастся ее опробовать", — парирует мой вопрос глава коммерческого подразделения Фолькер Морнинвег.
В том, что работы над "Спринтером" были масштабными, можно не сомневаться. Упомянутая г-ном Морнинвегом переднеприводная версия FWD появилась у модели впервые, и специально под нее был полностью перекомпонован модуль моторного отсека под поперечное расположение двигателя. И хотя новая модификация позиционируется как начальная, с диапазоном полной массы от 3,0 до 4,1 т, в отдельных моментах она даже практичнее классических задне- и полноприводных фургонов.
Например, здесь на 80 мм ниже погрузочная высота и порог боковой сдвижной двери, полезная нагрузка увеличена на 50 кг по сравнению с равнозначным заднеприводным 3,5-тонником, и груз можно размещать даже на задних колесных арках с плоской площадкой.
Под капотом Mercedes-Benz Sprinter остались уже знакомые, но слегка доработанные в угоду экологии и экономичности дизельные двигатели семейства OM 651 BlueTeс. Две базовые "четверки" объемом 2,1 л с отдачей 114 л.с. и 143 л.с. — общие для передне- и заднеприводных машин. Более мощная 163-сильная версия этого же мотора доступна только для RWD, а 177-сильная — зарезервирована исключительно за переднеприводными кемперами (речь идет о заготовках-головастиках с низким полом и урезанным модулем кабины).
Чем Sprinter точно укладывает конкурентов на лопатки, так это большим флагманским турбодизелем 3,0 л на 190 л.с. и 440 Нм, который все еще имеет хороший запас по строгим европейским нормам токсичности.
Важный пунктик из категории "впервые в классе" — новейший 9-ступенчатый автомат 9G-Tronic, доступный исключительно для переднеприводного "Спринтера" в качестве опциональной альтернативы 6-ступенчатой механике. Ну а модификациям с задними и всеми ведущими колесами прописали проверенную 7-скоростную АКП 7G-Tronic.
Обратите внимание, что сам селектор автомата на "общемерседесовский" манер переехал с центральной консоли на рулевую колонку.
Разумеется, новый Sprinter изо всех сил позаботится о том, чтобы водитель не расколотил ни себя, ни машину, ни груз. При условии, если владелец был достаточно щедр и расставил много галочек в длиннющем конфигураторе. В списке ассистирующих систем присутствуют адаптивный круиз-контроль Distronic, система слежения за разметкой, мониторинга слепых зон и экстренного торможения, камеры 360-градусного обзора, стабилизация при порывах бокового ветра и многое другое. Немного разочаровывает лишь тот факт, что для "Спринтера" почему-то "зажали" функцию автоматической парковки, равно как и (абсолютно гениальный!) ассистент движения задним ходом с прицепом, который, как назло, есть у главного конкурента (но пока в принципе нет у Mercedes-Benz).
С другой стороны, пока что только "Мерседес" может похвастать опциональной пневматической подвеской на задней оси у модификаций с задним и передним приводом. Производитель обещает, что "пневма" положит на лопатки рессорные версии со стальными пластинами по уровню комфорта и амплитуде колебаний кузова при проезде неровностей, причем такая подвеска еще и дополнена возможностью опускать корму для удобства погрузки и выгрузки.
Промежуточный вариант — это Sprinter с листовыми рессорами из специального стеклопластика GRP, которые, как говорят "мерседесовцы", менее восприимчивы к нагрузке, работают бесшумно и вдобавок не подвержены коррозии.
Со всем этим хозяйством новый Mercedes-Benz Sprinter, к гадалке не ходи, легко возьмет титул лучшего коммерческого вэна 2018 года, который сейчас заслуженно принадлежит Volkswagen Crafter. Хотя бы по той причине, что это самая значимая новинка сезона в своем классе, а телематический комплекс Mercedes PRO — совершенно новый инструмент и способ взаимодействия с клиентами.
Но это в теории. А вот привнесла ли нечто радикально новое в сегмент LCV голая машина третьего поколения, не обремененная факультативными цифровыми надстройками? Это пока большой вопрос. Что ж, по крайней мере, у нас есть отличный повод познакомиться со "Спринтером" на реальных дорогах, а не под яркими софитами выставочного павильона.