В субботу 24 августа на подмосковном автодроме Moscow Raceway, что близ Волоколамска, случилось весьма редкое для нашей страны явление – прошла 4-часовая гонка Russian Endurance Challenge (REC). Пелетон стартовал вечером, а финишировал в темное время суток, при свете фар. Дистанция, пройденная лидером, составила 131 круг.
Выносливость, стоит заметить, национальная черта россиян. Вряд ли хоть одна нация в мире столько всего стоически вынесла, да и продолжает выносить. Тут уж, как говорится, сам бог велел и гонки на выносливость тоже в России проводить. Тем более, что в том же Ле-Мане наши пилоты выступают уже более 15 лет, причем весьма успешно. Ну, а REC – пусть пока не слишком заметный, но очень важный шаг на пути России в этот вид автоспорта.
История REC в определенной мере ведет свой отсчет еще с середины 90-годов прошлого столетия – с момента, когда в результате известных политико-социальных потрясений в СССР и затем в России фактически перестал существовать отечественный автоспорт, в советские годы развивавшийся весьма активно. Тогда упавшее знамя чемпионата страны по кольцевым гонкам подхватили знающие энтузиасты из НАО "СК АСПАС", по сути возродившие этот вид автоспорта в России буквально из пепла. Даже те немногие старые автодромы, на которых гонки проводились прежде, остались за пределами России, и временную трассу проложили у подножия здания МГУ на Воробьевых горах — народу посмотреть на яркие гонки приходило туда очень много.
Затем из-за трений с РАФ соревнования проходили уже как Кубок Аспас, но сохранили свой высочайший статус. Об уровне этих гонок говорили имена их участников – лучших на то время российских и маститых иностранных пилотов: Владимир Черевань, Николай Мезенцев, Виталий Дудин, Владимир Сухов, Алексей Васильев, Альберто Педемонте, Фабио Бабини… Да один Эдгард Линдгрен чего стоил – легенда советского автоспорта, чемпион СССР, трехкратный чемпион России, продолжавший гоняться за рулем "формулы" (и побеждать!) до 66 лет, а ныне в свои 83 все еще преподающий в МАДИ.
Чемпионат России по шоссейно-кольцевым гонкам, которому тогда не дали умереть, теперь вернулся, что называется на круги своя и уже на весьма высоком уровне идет своим чередом, а "аспасовцы" взялись за новую инициативу или, если угодно, вызов – учредили Russian Endurance Challenge (REC) – соревнование по гонкам на выносливость. Масштабы в России, конечно, не те, что у чемпионата мира (WEC) или входящей в него легендарной гонки "24 часа Ле-Мана", но базовые принципы те же: в частности, длинная дистанция (гонка продолжается 4 часа и дольше) и смены пилотов по ходу заезда. В нынешнем формате гонки на выносливость проводятся в России с 2015 года.
Тут объективно нужно отметить, что данный вид гонок – очень затратный для участников, да и подходящих автомобилей в России не так много, как хотелось бы, и собрать их всех "в кучку" тоже чрезвычайно сложно, поэтому организация таких соревнований – дело не просто хлопотное, а реально трудное – тот случай, когда гонки проводятся, так сказать, не столько благодаря, сколько вопреки.
И, тем не менее, она – эта серия – вертится! На старт вышли экипажи в двух классах: GT и спортпрототипы CN. В гонке стартовали такие автомобили, как Mercedes AMG GT3, Porsche Cayman GT4 Clubsport, Chevrolet Corvette C6, Seat Leon TCR, спортпрототип Fenix отечественной разработки и постройки и целая "россыпь" отечественных же прототипов проекта Shortcut, внешне повторяющих легендарный Lotus Seven. Все автомобили стартовали на шинах Michelin.
При этом за команду Capital Racing Team в гонке принял участие первый российский пилот и призер Формулы-1, участник легендарного марафона "24 часа Ле Мана" 2016 года Виталий Петров. На спортпрототипе Fenix Московского политехнического института стартовали молодые пилоты международного уровня Александр Смоляр (Fomula Renault Eurocup) и Константин Терещенко (участник марафона 24 часа Ле Ман 2019 года).
Также в промо-программе соревнования принял Чемпион Европейской Ле Ман Серии (ELMS) и победитель чемпионата мира по гонкам на выносливость Роман Русинов, показавший на трассе свой победный спортпрототип класса LMP 2.
И квалификация, и гонка прошли при таком составе участников предсказуемо: в обоих случаях первым был экипаж Capital Racing Team (Денис Ременяко, Виталий Петров). Реальной дуэлью в абсолютном зачете стало сражение за четвертую позицию между Genesis GNP Team на Chevrolet Corvette и Shortcut под номером 7 команды Crazy Idea Motorsport Татьяны Добрыниной и Михаила Лободы. На протяжении нескольких кругов они атаковали друг друга буквально в каждом повороте, неоднократно меняясь позициями.
На первый план в прошедшем соревновании вышла – тоже предсказуемо в таком виде гонок – надежность техники. Capital Racing Team не испытал ни одной технической проблемы, в отличии от других участников. Сразу после старта начало "лихорадить" Shortcut № 95 команды с эпическим названием Vintic&Shpuntic. В итоге Shortcut провел в боксах почти половину гоночного времени, пока механики устраняли неполадки. У Chevrolet Corvette проблемы со сцеплением начались еще в квалификации. Экипаж Seat Leon № 16 потерял в боксах больше часа и, в итоге, утратил второе место в классе. Пилот Shortcut № 3 Сергей Баратов уже после финиша признался, что последние круги ехал фактически без тормозов — настолько изношены были тормозные колодки.
К слову, машина эта очень интересная. Ее идеологическая основа, как уже упоминалось – знаменитый и уже кем только не клонированный Lotus Seven. Взявшись выпускать подобный кит-кар (по цене немногим более миллиона рублей) в России, отечественный производитель КБ 527 в сотрудничестве с DK Racing оснастил его кардинально переработанным мотором Lada Granta Sport, который при использовании гоночного 102-го бензина развивает под 200 л.с. и 215 Нм крутящего момента. При этом снаряженная масса автомобиля — менее 500 кг, а посему его удельная мощность – как, к примеру, у Porsche 911 GT3 – 370 л.с. на тонну. И это позволяет ему "выстреливать" до 100 км/ч за 4,5 с и развивать скорость до 240 км/ч.
Что же касается российского спортрототипа Fenix, на который применительно к такого рода гонкам возлагаются особые надежды, то он сразу же столкнулся с проблемами с двигателем, которые продолжались, по сути, все 4 часа гонки. "Сложности возникли с самого начала, мы не смогли стартовать, два часа не могли найти проблему, – прокомментировал ситуацию пилот команды FDR Moscow Александр Смоляр: – В итоге план был просто выехать, найти эту проблему и решить ее. На самом деле я очень удивлен этим автомобилем. Двигатель мощный – признаюсь, я не ожидал этого. Конечно, я не ехал на всю мощность, потому что первый заезд, темно, у меня нет опыта езды ночью. В целом мне автомобиль понравился".
Дал пояснения относительно проблем со своим детищем и конструктор спортпрототипа Игорь Ермилин: "Концепция Fenix сохранилась, но компоненты стали более конкурентными и более современными. По сравнению с первой версией "Феникса" поменялся двигатель — вместо Alfa Romeo 150 л.с. сейчас здесь стоит вазовский турбомотор 1,6, (200-250 л.с.). Мы поставили другую коробку передач, большие карбоновые тормоза. Практически, сегодня был второй выезд этой машины, и сейчас проявились "детские болезни". Я думаю, что технически мы в состоянии решить эти проблемы к следующей гонке REС".
Которая, добавим мы, пройдет уже менее через месяц, 22 сентября в Казани.