Когда всего за день до начала сезона Формулы-1 ушел из жизни один из ее патриархов, гоночный директор Чарли Уайтинг, это не только вызвало боль невосполнимой утраты, но и стало своего рода плохим предзнаменованием. И вот уже в разгар сезона мир потерял Ники Лауду – великого гонщика, трехкратного чемпиона мира, легенду автоспорта и личность невероятного масштаба. Человека эпохи и человека-эпоху
Место и роль Ники Лауды в истории Формулы-1 переоценить невозможно. Он сам, будучи практически ровесником чемпионата мира в этом наивысшем классе автогонок, и есть ее история. Свои победы и чемпионские титулы он завоевывал с блеском, но давалось ему это даже не мозолями на крепко держащих руль руках, а кровоточащими ранами, когда после страшных ожогов в результате едва не унесшей его жизнь аварии на пальцах попросту не было кожи – такой волей обладал этот человек. Волей к победе и волей к жизни.
Однако если не знать, кто он, трудно было это в нем увидеть, когда Лауда, уже давно повесив гоночный шлем на гвоздь, но оставшись работать в Формуле-1 на ответственных постах и просто оставаясь ее неотъемлемой частью, не спеша брел по паддоку, его фигура узнавалась издали: теплая куртка даже в далеко не прохладную погоду, сутуловатая осанка, отнюдь не спортивное брюшко… Вблизи картину дополнял усталый (если не сказать – потухший) взор. Ни дать, ни взять – престарелый пенсионер, которому разве что палочки не хватало. Как же обманчива бывает внешность…
Человеческая судьба Ники Лауды не менее драматична, чем судьба спортивная. С возрастом стали все острее сказываться последствия той жуткой аварии 1975 года, в которой он едва не сгорел заживо, и ему, в частности, пришлось дважды перенести операцию по пересадке почек – в 1997 и в 2005 годах. Вторая операция оказалась значительно успешнее, и, наверное, это было благословением свыше – ведь свою почку Лауде отдала его невеста Биргит, подарив ему последующие 14 лет жизни, а потом, став уже женой, еще и двух малышей-двойняшек, которым сейчас по 8 лет (двое детей от первого брака уже взрослые).
Однако летом прошлого года была проведена очередная трансплантация – теперь у Ники отказали и легкие. Сам он до последнего момента был настроен очень оптимистично и надеялся поскорее вернуться в строй, в состав руководства командой Mercedes (в нынешних чемпионских победах пилотов которой есть и его немалая заслуга), но в начале 2019-го ему на фоне простуды стало хуже, пришлось вернуться в госпиталь, а на прошлой неделе все это вновь сказалось на почках, и на сей раз медицина оказалась бессильна.
Легендарный Ники Лауда скончался 20 мая в окружении своей семьи. Совсем недавно, в феврале ему исполнилось 70 лет.
"С глубокой скорбью сообщаем, что горячо любимый Ники покинул нас в понедельник, 20 мая 2019 года. Его уникальные достижения в качестве спортсмена и предпринимателя останутся навечно. Его неугасаемый интерес к жизни, его принципиальное прямота и отвага остаются примером для подражания для всех нас. В стороне от публичной жизни он был любящим и заботливым мужем, отцом и дедом. Нам будет очень его не хватать", — гласит заявление семьи Ники Лауды.
Нельзя не отметить, что Ники был большим другом России, всегда очень тепло отзывался о нашей стране в беседах и интервью. А когда в 1980 году западные страны бойкотировали Олимпиаду в Москве, он сам сел за штурвал принадлежащего ему самолета Фоккер-27, чтобы доставить в столицу СССР пожелавшую все же выступить на соревнованиях по конному спорту австрийскую спортсменку и ее лошадь, а потом с восторгом вспоминал те проведенные в Москве дни. Прилетал он за штурвалом самолета в Россию и позже, в наше время – уже в качестве штатного пилота собственной авиакомпании Niki, в буквальном смысле собственноручно открывая сообщение между Веной и Москвой, и пассажиром того рейса посчастливилось услышать по бортовому радио: "Вас приветствует командир корабля Ники Лауда!" К сожалению, теперь этих слов не услышит никто.
Редакция АвтоВестей, сотрудники которой очень хорошо знали Ники лично и любили его, также выражают свои глубокие соболезнования его родным, близким, всем поклонникам его таланта и автоспортивному сообществу в целом.