Сергей Знаемский
Фото:
newspress.co.uk | фирма-производитель
Live fast, die young! «Живи быстро, умри молодым». Знаменитый девиз настоящих рок-н-ролльщиков хоть и перекликается с названием нового автомобильного бренда VinFast, но не имеет к нему никакого отношения. Так же и наоборот. А ведь могло бы получиться концептуально, потому что VinFast — это первый вьетнамский автомобильный бренд, претендующий на лавры «народного автомобиля», а свои машины он будет делать на основе BMW. На автосалоне в Париже только что дебютировали седан VinFast Lux A2.0 на базе «пятерки» прошлой серии F10 и кроссовер VinFast Lux SA2.0 на основе BMW X5 серии F15.
На самом деле название новой компании привязано к бизнес-империи VinGroup — крупнейшей корпорации Вьетнама, принадлежащей самому богатому человеку страны Фам Нят Выонгу, который учился в Москве, а свои первые миллионы заработал на украинском рынке, запустив в 1995 году производство лапши быстрого приготовления под брендом Мивина. Ну а слово Fast в названии автомобилей — это указание на рекордные сроки разработки: фирма VinFast была основана в середине 2017 года, а первые автомобили должны быть выпущены уже в сентябре 2019-го.
Разумеется, разработать автомобиль с нуля за такой срок невозможно, поэтому вьетнамцы договорились о покупке лицензии на платформы и двигатели BMW. Причем для баварцев это почти уникальное явление: BMW крайне редко передает или продает свои платформы сторонним производителям, поэтому примеров бейдж-инжиниринга раз-два и обчелся. Например, в Китае СП BMW-Brilliance выпускает кроссоверы Zinoro на базе X1, а Toyota использует шасси и агрегаты BMW для грядущего купе Supra. И это все. Можно вспомнить еще марки Bristol и Frazer-Nash, но это дела 30-х и 50-х годов прошлого века, а VinFast получил вполне современные престижные платформы на эксклюзивных условиях. Детали и условия сделки пока не раскрыты, но сложно представить, что BMW пошла на подобное сотрудничество исключительно ради денег.
Не удивляйтесь, что вы не узнали «икс-пятый» и «пятерку» в новом обличье, ведь компания VinFast сформировала свою собственную дизайн-команду, чтобы переделать немецкие автомобили под вкусы вьетнамских потребителей. Возглавляет студию американец Дэвид Лайонс, который почти всю карьеру провел в General Motors, но в 2012 году ушел, чтобы создать собственную дизайн-компанию. Нам Лайонс известен прежде всего как автор автомобильчика Chevrolet Spark.
Буквы V на носу и корме с широченными светодиодными «крыльями чайки» Лайонс называет символом вьетнамского происхождения машин. От исходного немецкого дизайна остались только пропорции. Интерьер тоже переработан с учетом национальной специфики: 80% населения Вьетнама используют смартфоны, поэтому переднюю панель заменили вертикальным тачскрином диагональю 10,4 дюйма с вьетнамскими пейзажами на обоях.
От фирменных приборов BMW тоже не осталось следа — вместо них два простых аналоговых циферблата и экран посредине. Да и в целом можно сказать, что год своей работы VinFast потратил на ускоренное упрощение и удешевление донорских платформ, но помогали ему в этом самые именитые зарубежные фирмы. Дизайн адаптировало ателье Pininfarina, двигатели — AVL, трансмиссию — BorgWarner.
VinFast будет использовать только двухлитровую бензиновую турбочетверку на основе блока N20, но с более простой системой впуска — без механизма Valvetronic. На седане Lux A2.0 мотор развивает 176 л.с. либо 231 л.с. Трансмиссия — только восьмиступенчатый «автомат» ZF, привод — исключительно задний. Максимальная скорость базовой версии — 227 км/ч, разгон до 100 км/ч — за 8,9 с, а показатели более мощного варианта — 240 км/ч и 7,1 с.
Но кроссовер Lux SA2.0 устроен сложнее: у него только 231 сила и опционный полный привод. Однако у исходного X5 такая комбинация двигателя и трансмиссии существовала только на гибридной версии xDrive45e. VinFast, разумеется, электромотора лишен, поэтому фирма BorgWarner помогала адаптировать систему полного привода.
Подвеска конструктивно не изменилась, но будут доступны только пружины. Сохранены и размеры колесной базы (2968 мм у седана и 2933 мм у кроссовера). Однако в рулевом управлении — электрогидравлический усилитель вместо электрического.
Производство машин должно начаться осенью 2019 года на новом заводе в городе Хайфон, в его создание VinGroup вложила 3,5 млрд долларов, а мощность рассчитана на 250 тысяч автомобилей в год. Однако весь объем вьетнамского рынка в 2017 году — 273 тысячи машин, а первую тройку составляют Kia (23,2%), Toyota (21,8%) и Ford (10,5%). Лучший премиум-бренд — Mercedes — смог продать лишь 7000 автомобилей, а у BMW здесь проблемы: после скандала с подделкой таможенных документов местным дистрибьютором немцы остались, по сути, без каналов сбыта. Может, в этом и кроется ключ к пониманию условий сделки с VinGroup?
Однако в любом случае VinFast делает ставку не на премиум-седаны и кроссоверы — их роль, скорее всего, сведется к PR-подготовке. Для этого, например, премьеру в Париже в роли бренд-амбассадора посетил Дэвид Бекхэм. Но основную долю выпуска составят более доступные автомобили, которые VinFast готовит уже в партнерстве с концерном General Motors.
По соглашению с американцами VinFast получил в управление завод GM в Ханое и с 2019 года начнет там выпуск нового компактного автомобиля (скорее всего, это будет новый Cruze) под собственным брендом. На 2020 год намечен запуск электромобиля, созданного совместно с фирмами Italdesign и EDAG, а еще в планах электроавтобус совместно с компанией Siemens.
И еще один нюанс. Компания VinFast намерена начать экспорт своих автомобилей. В том числе и в Россию! Ведь между Вьетнамом и РФ с 2016 года существует соглашение о свободной торговле в рамках Евразийского экономического союза. Готовы увидеть VinFast альтернативой BMW?