Олег Меньщиков
Фото:
компания Tesla Motors
Tesla вновь бьет ценовые рекорды. Совсем недавно компания наконец-то начала продажи обещанной базовой «тройки» ценой 35 тысяч долларов, а теперь можно купить еще более доступную модификацию. Правда, только в Канаде, где Tesla Model 3 предложена за 44999 местных долларов — по нынешнему курсу это 33,4 тысячи долларов США. Но парадокс в том, что Tesla совсем не хочет продавать такие машины. Почему?
С 1 мая в Канаде вступил в силу новый закон, согласно которому правительственная субсидия пять тысяч долларов распространяется на «легковые автомобили с количеством мест шесть или меньше, имеющие базовую версию с рекомендованной производителем ценой не выше 45 тысяч долларов». При этом субсидия распространяется и на «более дорогие версии, если их цена с учетом опций не превышает 55 тысяч долларов».
Разумеется, этот закон больно ударил по Тесле: все ее модели автоматически лишались канадских правительственных компенсаций. Но в случае с Model 3 превышение оказалось мизерным. И компания сделала то, что в некоторых кругах принято называть финтом ушами: на свет появилась новая базовая версия Standard Range ценой на один доллар меньше пороговых 45 тысяч.
Главная особенность такой комплектации — дальность хода, ограниченная электроникой на уровне всего 150 километров. Для современного электромобиля, даже ценой 33 тысячи американских долларов, это, мягко говоря, очень немного. Зато Tesla Model 3 попала в канадский реестр моделей, подлежащих субсидированию. А следовательно, по пять тысяч канадских долларов получат от правительства и покупатели версии Standard Range Plus с пробегом 386 км и ценой 53700 канадских долларов.
Вот только самая простая канадская «тройка», похоже, останется лишь на бумаге. Сама компания такую машину не рекламирует, в конфигураторе на сайте Теслы ее нет, а заказ можно сделать, только позвонив по телефону или при посещении фирменного салона. Если, конечно, покупатель знает о существовании такой версии и, самое главное, готов довольствоваться 150-километровым пробегом, ведь опции увеличения дальности хода для такого седана не предусмотрено даже за доплату! Похоже, Tesla всеми способами говорит клиентам: «А оно вам надо?»
Впрочем, подобные ухищрения в борьбе с законодательством далеко не новость. Достаточно вспомнить российский рынок совсем недавних лет, когда государство определило три миллиона рублей порогом так называемого налога на роскошь. Тогда в прайс-листах появились, например, базовые версии моделей Chevrolet Tahoe и Toyota Land Cruiser с ценой вроде 2 млн 999 тысяч рублей. Такие машины были сильно ограничены в наборе оборудования и выборе отделки, а сроки ожидания заказа растягивались больше чем на год. Зато формально эти модели уходили от определения «роскошь».