Игорь Владимирский
Фото:
фирма-производитель
Марка smart отмечает 20-летие и в честь этого события подготовила к автосалону в Париже концепт под названием forease, которое можно перевести как «для легкости». Машинка создана по мотивам былых концептов crossblade (2001 год) и forspeed (2011 год) и лишена не только крыши, но также боковых стекол и верхней части лобового стекла. Создатели называют smart forease машиной для экстраверта, который не желает отгораживаться от мира и готов сливаться с городской средой.
За основу взят серийный электромобиль smart EQ fortwo с мотором мощностью 82 л.с. и литий-ионной батареей емкостью 17,6 кВт∙ч, которой хватает на 160 км пробега. Помимо «срезанной» верхушки, forease отличается от донора бамперами, диодной светотехникой, большими колесами и оригинальными дверными ручками. За сиденьями установлен кофр с двумя обтекателями.
Верхнего сектора лишился и руль, а вместо центральных дефлекторов вентиляции (воздуха в салоне и так хватает) врезаны дополнительные дисплеи, на которых отображаются часы и прогноз погоды. Весьма актуальная информация, ведь защиты от дождя не предусмотрено вообще.
Smart forease так и останется концепт-каром без перспектив серийного производства. Но сама марка smart продолжает жить, хотя к юбилею она подошла не в лучшей форме. Если в самом успешном периоде продажи на европейском рынке превышали 130 тысяч автомобилей в год, то в прошлом году удалось реализовать только 100 тысяч машин — и тенденции к росту пока нет.
На рынке США марка smart еще в прошлом году полностью перешла на электромобили — и в результате потеряла две трети дилерской сети, а продажи усохли до символического уровня: в первой половине этого года продано лишь 650 машин. Для сравнения: в 2016-м smart реализовал в Штатах 6211 автомобилей, а десять лет назад и вовсе было по 25 тысяч машинок в год.
Вслед за США smart перешел на электромобили в Канаде и Норвегии, а в 2020 году бензиновые версии исчезнут из шоурумов по всей Европе. Потом эта стратегия распространится и на остальные страны, ведь выпускать машины с двигателями внутреннего сгорания малыми тиражами станет невыгодно. Если учесть, что электрические смарты почти вдвое дороже бензиновых, можно ожидать дальнейшее снижение спроса.