Олег Меньщиков
Фанаты Формулы-1 наверняка знакомы с маркой Hesketh. В семидесятые годы частная команда, созданная 22-летним (!) британским аристократом лордом Александром Хескетом попортила немало крови заводским конюшням. Ее звездой был такой же молодой Джеймс Хант, а машины часто не имели ни единой спонсорской наклейки. Гоночная программа финансировалась из плотного на те времена кармана лорда Хескета: он пришел в Формулу ради спорта, а не бизнеса.
Меньше известно о последующей деятельности Хескета. Когда денег на автоспорт перестало хватать, он продал команду канадскому миллионеру Уолтеру Вулфу, а сам предался новой амбициозной идее — возрождению британского мотопрома. С помощью небезызвестного конструктора Харви Послтвейта и моторостроительной компании Weslake был спроектирован мотоцикл Hesketh V1000 — с литровым 80-сильным двигателем V2, имевшим кованые поршни и шатуны, верхний распредвал и по четыре клапана на цилиндр, c тормозами Brembo, амортизаторами Marzocchi и стальной трубчатой рамой с никелевым покрытием.
Первые прототипы вышли на дороги в 1978 году, а через два года машину представили публике: планировалось, что новая фирма Hesketh Motorcycles будет выпускать по две тысячи V1000 в год. Увы, машина оказалось сырой. Она была тяжелой (250 кг), дорогой, не слишком надежной, а задний цилиндр двигателя имел тенденцию к перегреву. До 1982 года удалось сделать только 139 (по другим источникам — 149) мотоциклов, после чего лорд Хескет решил, что с него довольно. Он продал фирму, а сам с подачи Маргарет Тэтчер подался в политику.
Компания несколько раз переходила из рук в руки, вяло выпуская производные модели Hesketh V1000, пока в 2010 году не отошла нынешнему владельцу Полу Слиману. Другой хозяин сменил парадигму: у мотоциклов Hesketh новой серии появились американские двухлитровые двигатели S&S, которые местные умельцы оснащают механическими компрессорами, доводя отдачу до более чем 210 л.с. и почти 300 Нм, а также иные покупные компоненты. Однако при штате фирмы в шесть человек производство оставалось штучным, а цены — заоблачными: за мотоциклы Hesketh трех разных моделей просят от 40 до 60 тысяч долларов.
Очевидно, Пол Слиман устал от такого положения дел и решил вновь сменить концепцию — в этот раз на новомодную. На днях на краудфандинговом ресурсе GoFundMe появилось личное заявление Слимана: с нынешнего года компания меняет профиль и начинает разрабатывать «первый британский электрический мотоцикл». Не может быть, чтобы Слиман не слышал об электрических мотоциклах Arc Vector, скорее лозунг выбран для хайпа — ведь речь идет о гибридной конструкции с «большим радиусом действия». И, конечно же, компания просит о финансировании: у нее есть место, обученный персонал и славная марка, однако, увы, нет денег.
Хотя отношение самого Пола Слимана к электричеству сквозит в последнем абзаце обращения: «Электрические машины уже реальность, нравится нам это или нет».