Игорь Владимирский
Межведомственная комиссия по специальным инвестиционным контрактам (СПИК) поддержала проекты компаний Volkswagen, GM-АвтоВАЗ, Автотор, PCMA и Volvo Trucks. Это значит, что вскоре с ними будут заключены контракты, которые фактически приходят на смену завершившейся программе промсборки. Они заключаются между российским правительством и инвесторами на индивидуальных условиях в рамках постановления Правительства РФ №708 от 16.07.2015. Суть СПИКа в том, что инвестор гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а государство обещает ему меры стимулирования деятельности и стабильные условия ведения бизнеса.
Volkswagen в рамках СПИКа планирует увеличить локализацию уже выпускаемых моделей Polo, Tiguan, Skoda Rapid, Octavia и Kodiaq, а также начать выпуск кроссоверов Volkswagen Tarek (он же Tharu). Предполагается расширение моторного производства: помимо атмосферников 1.6 MPI, в Калуге начнут выпуск турбомоторов 1.4 TSI, причем сразу с мехобработкой шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Предполагается использование заготовок российского производства для коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Наконец, запланирована локализация коробок передач и электронных систем управления автомобилем.
Калужский завод PCMA (Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles) заключил СПИК только от имени французской стороны: Mitsubishi уже участвует на правах партнера в другом контракте, который еще в январе подписал АвтоВАЗ. PSA планирует расширение модельного ряда автомобилей российской сборки: уже в этом году на заводе в Калуге начнется выпуск микроавтобусов Opel Zafira Life и фургонов Opel Vivaro, а впоследствии PSA планирует инвестировать в новую платформу и запустить производство полноприводных версий семейства Peugeot Expert/Traveller и Citroen Jumpy/SpaceTourer. Также планируется локализация двигателей, которые вдобавок станут поставлять в другие страны: доля экспорта в выручке компании может достичь 12%.
СПИКи с тремя другими компаниями не столь масштабны. Автотор планирует создать почти тысячу новых рабочих мест, а также выпустить и реализовать продукцию на сумму более 3 трлн рублей. СП GM-АвтоВАЗ намерено модернизировать внедорожник Chevrolet Niva, а компания Volvo Trucks локализует производство грузовых автомобилей. По подсчетам Минпромторга, пять новых СПИКов обеспечат привлечение в реальный сектор экономики свыше 100 млрд рублей частных инвестиций до 2025 года.