Олег Меньщиков
Фото:
C4ADS | New York Times
Помните историю с загадочным появлением у главы КНДР представительских лимузинов Mercedes Pullman и Maybach? Весной западная пресса заинтересовалась: как попали в Северную Корею эти относительно свежие машины, ведь продажа и транспортировка в эту страну предметов роскоши запрещена резолюцией Совета безопасности ООН от 2006 года.
Некоторый свет на ситуацию проливает опубликованный вчера доклад вашингтонской некоммерческой организации Центр перспективных оборонных исследований (C4ADS) о расследовании, проведенном совместно с газетой New York Times (NYT). Утверждается, что партнеры пользовались лишь открытыми источниками информации, в числе которых названы портовые реестры, таможенные данные, отчеты о заключенных сделках, а также — внимание! — спутниковые снимки и социальные сети.
Согласно докладу, путь контрабандных машин Ким Чен Ына удалось проследить от голландского Роттердама: в июне прошлого года два опечатанных контейнера были доставлены грузовиком в порт и погружены на контейнеровоз китайской компании Сosco. Через 41 день машины прибыли в порт Далянь на северо-востоке Китая, где оставались почти месяц — до 26 августа.
После этого следы начинают петлять. Контейнеры погрузили на корабль, идущий в японскую Осаку. Оттуда, уже на другом корабле, машины прибыли в южнокорейский порт Пусан. А там были вновь перегружены на судно DN5505 под флагом африканской страны Того — и направились в российский дальневосточный порт Находка.
Любопытно, что, покинув Пусан, судно стало «невидимым»: его автоматическая идентификационная система (АИС) перестала подавать сигналы. Как утверждает NYT, это обычная практика для судов, занимающихся нелегальными перевозками. Идентификационные сигналы DN5505 вновь заработали только спустя 18 дней: груженное углем судно вновь находилось в территориальных водах Южной Кореи. Согласно таможенным бумагам, уголь был загружен в Находке. Что стало с машинами, доподлинно неизвестно, однако 7 октября в аэропорту Владивостока приземлились три транспортных самолета Ил-76 северокорейской государственной авиакомпании Air Koryo.
Как утверждает NYT, полеты корейских транспортников во Владивосток случаются очень редко. А если судить по их регистрационным номерам, это те же самолеты, что доставляют автомобили Ким Чен Ына в страны, где он бывает с государственными визитами. А уже в январе телевидение Северной Кореи показало визит лидера в ЦК партии: угадайте, на какой машине он передвигался?
Есть еще одна пикантная деталь. Судно DN5505, формально принадлежащее зарегистрированной на Маршалловых островах компании Do Young, на деле является собственностью владивостокского бизнесмена Даниила Казачука. По крайней мере, так утверждает NYT, ссылаясь на телефонное интервью с Казачуком, в котором он якобы подтвердил связь с транспортировкой машин, но отказался сообщить детали, утверждая, что это коммерческая тайна.
Если верить американским журналистам, получается, что Мерседесы для Ким Чен Ына, скорее всего, не миновали территорию России. Впрочем, по данным того же доклада C4ADS, к контрабанде в КНДР причастны не менее 90 стран мира. И речь идет не только о представительских автомобилях и предметах роскоши: наверняка по похожим схемам в Северную Корею поставляют сырье и комплектующие для оборонки. Случай с Мерседесами примечателен тем, что лидер опального государства демонстративно показал всему миру реальную эффективность санкций ООН. Кстати, компания Daimler, до сих пор не знавшая, как попали в Северную Корею ее машины, теперь наверняка будет вынуждена провести собственное расследование.