Впечатляющие данные приводит Российский союз автостраховщиков (РСА) об увеличении доли продаж е-ОСАГО до 40% от общего количества. В первом квартале 2018 года количество заключенных электронных договоров автогражданки достигло 3,4 млн штук — в 4,5 раза больше, чем за тот же период 2017-го (745 тысяч штук). Однако на фоне недавнего сообщения об увеличении количества водителей, отказавшихся от покупки полиса ОСАГО, это слабое утешение.
Напомним, электронное ОСАГО стало обязательной услугой для страховых компаний с 1 января 2017 года. Но пользователи сразу же столкнулись с проблемами в оформлении полиса онлайн. Подтверждающий код на оплату приходил на телефон с задержкой, время сессии на сайте истекало, возникали технические проблемы, делавшие невозможной покупку полиса. В представительствах компаний, находящихся зачастую на достаточно удаленном расстоянии от места жительства автомобилистов, приобрести бумажный полис тоже не представлялось возможным. В сложившейся ситуации многие водители приняли решение ездить без страховки, периодически оплачивая необременительные штрафы за ее отсутствие.
По официальной информации, сейчас многие проблемы устранены. По данным РСА, в первом квартале 2016 года доля электронных полисов составляла 1,25% от общего количества, в том же периоде 2017-го — 8,87%, а в 2018-м — уже 41,3%. Тройка лидеров, реализовавших полисы онлайн в количестве более 400 тысяч штук, — это Альфастрахование, РЕСО-Гарантия и Росгосстрах. Что касается регионов-лидеров по продажам е-ОСАГО, то ими стали Москва, Московская и Свердловская области, Санкт-Петербург, Новосибирская и Воронежская области, Приморский и Краснодарский край, а также Дагестан и Самарская область. Примечательно, что половина регионов (например, Краснодарский и Приморский край, Свердловская область, Дагестан) входит в рейтинг проблемных, в которых средняя выплата и частота страховых случаев значительно выше средних по стране.
Для противодействия мошенническим действиям РСА предлагает внести изменения в нормативные акты Банка России. Одним из них должна стать возможность заключать договор со страховой компанией только собственнику автомобиля. Время работы с сайтом союз предлагает лимитировать сроком 90 минут, а также ввести временную франшизу на 72 часа, по прошествии которых заключенный договор страхования должен вступать в силу. Эта мера по задумке должна исключить случаи, когда страховка оформляется автомобилистами в день ДТП.