Игорь Владимирский
Компания BMW более пяти лет вела переговоры с правительством России о строительстве собственного завода, однако еще в июле 2019-го диалог был прекращен. Специальный инвестиционный контракт (СПИК), который немецкий концерн подал на рассмотрение в Минпромторг, не был подписан: стороны не сошлись в условиях работы. В компании BMW заявили, что им невыгодно работать даже по такому же специнвестконтракту, который подписал концерн Daimler для строительства завода в Подмосковье. Более того, в конце года правительство объявило автопроизводителям новые условия СПИКов, но в BMW утверждают, что они оказались еще менее выгодными, чем прежде: государство не дает четких гарантий стабильности ведения бизнеса в будущем, поэтому для компании вопрос контракта и нового завода сейчас закрыт.
Впрочем, у BMW все еще остается шанс поучаствовать в СПИКе, который заключил Автотор. Калининградский завод занимается сборкой баварских машин уже более двадцати лет, и прекращать сотрудничество стороны не планируют (если, конечно, не изменятся условия работы на рынке). Однако даже эти переговоры еще далеки от завершения. Максимальный уровень локализации, на который могут пойти в BMW, — это сварка и окраска кузовов, но для выгодной работы по СПИКу этого недостаточно. Правительство заинтересовано в локализации компонентов, а с тем объемом продаж, который есть у BMW (около 40 тысяч автомобилей в год), производство комплектующих в России не сулит выгоды: как уверяют в компании, себестоимость автомобилей от этого только вырастет, да и производителям компонентов такие объемы выпуска неинтересны.
В компании BMW рассчитывают, что Минпромторг создаст отдельные условия контрактов для производителей премиум-сегмента, в которых будут учтены сравнительно небольшой объем продаж и высокие цены автомобилей. Понятно, что вероятность такого решения крайне мала.