С каждой тонны реализованного топлива нефтяные компании обязаны платить государству своеобразный налог – акцизу. Впрочем, делают они это не из своего кармана, закладывая определенную сумму в стоимость каждого литра бензина или дизеля, то есть по сути сборы за них платят непосредственно автомобилисты.
За последние десять лет акцизы в России выросли чуть ли не в три раза. Их неуклонно увеличивали из года в год, причем в 2018-ом их размер должны были поднять дважды. Однако из-за разразившегося в мае бензинового кризиса государство пошло на уступки, и вместо запланированного на июль второго повышения акцизы, напротив, были немного снижены.
Из-за этого во втором полугодии государственная казна недосчиталась существенной суммы, и власти планируют отыграть дефицит существенным повышением акцизов с 1 января 2019 г. Известно, что сборы на бензин будут увеличены с нынешних 8 213 до 12 374 рублей за тонну, а на дизельное топливо – с 5 665 до 8 541 руб за тонну.
Это станет самым большим единовременным повышением акцизов за последние 10 лет, а значит автомобилистам стоит приготовиться к существенному росту цен на топливо. На сегодняшний день литр АИ-95 в стране стоит около 45 рублей, из которых примерно 6 руб. накинуто нефтяной компанией сверху для уплаты акцизов. При увеличении суммы сбора почти в полтора раза не трудно подсчитать, что надбавка за литр составит уже 9 р.
Столь существенное повышение акцизов в правительстве объясняют тем, что снижение сборов в мае две тысячи восемнадцатого было временным и теперь его просто отменяют. Плюс в плановое увеличение акцизов с 1 января 2019 г было включено так и несостоявшееся июльское повышение.
В итоге ожидается, что в две тысячи девятнадцатом средняя стоимость одного литра бензина АИ-95 окажется в районе 48-49 рублей. Плюс не стоит забывать и про увеличение НДС с нынешних 18 до 20%, а значит цена бензинового топлива вполне может достичь отметки в 50 руб/литр.
Автомобилисты обеспокоены грядущим повышением акциз, и в Счетной палате РФ разделяют опасения народа, предлагая разработать “дополнительные компенсационные и сдерживающие меры”.
В частности, правительстве рассчитывают, что сдержать роста цен на бензин можно за счет “тонкой настройки” налогооблажения нефтяных компаний, при этом в качестве крайней меры власти готовы прибегнуть к введению экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.
Однако, как показывает практика, подобные налоговые маневры в России далеко не всегда приносят ожидаемый результат… Эксперт “Независимого топливного союза” Сергей Бойко, к примеру, не исключает, что помимо увеличения акцизов на стоимости автомобильного топлива также могут сказаться и нововведения в налоговой системе.
Напомним, что с 1 января 2019 г в России также вступят в силу поправки, поощряющие экспорт топлива, что автоматически делает его продажу менее выгодной внутри страны. По мнению эксперта, это может привести к новому витку бензинового кризиса.
Если цены на топливо в девятнадцатом году резко поползут вверх, то государство вновь попробует сдерживать розничные цены, тем самым снижая их разницу с оптовыми. Вот только этот метод имеет явный недостаток – от искусственного регулирования страдают небольшие сети АЗС, не принадлежащие каким-либо крупным нефтяным компаниям.
Например, во время майского кризиса разница между оптовыми и розничными ценами на литр бензина была ниже минимальной маржинальности, составляющей 1,5 рублей. Затем снижение акцизов позволило стабилизировать ситуацию, однако благоприятные условия для частных АЗС достигнуты так и не были.
Если в стране вновь разразиться бензиновый кризис, то частникам либо придется мириться с убытками, либо торговать топливом сомнительного качества, от чего, в свою очередь, опять же пострадают обычные автовладельцы.
В свою очередь, уход с рынка частных АЗС грозит усилением монополии ВИНКов, а также снижением доступности автомобильного топлива в провинции, где крупные нефтяные компании открывают свои станции крайне неохотно.
Все это свидетельствует лишь об одном – содержать машину в девятнадцатом году станет ощутимо затратнее. Пытаясь снизить эксплуатационные расходы, некоторые водители переводят свои машины на газ, однако и здесь ситуация не безоблачная. Так, с января по август 2018-го цены на метан и пропан-бутан выросли почти на треть, что также стало последствием майского бензинового кризиса…
Читайте также: Бензин дорожает: простые и эффективные способы экономии топлива
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен |
Самые ожидаемые новинки авто 2019 |