Недавно мы рассказывали о десятке наиболее популярных подержанных машин на российском рынке. Ее выявил сервис «Авито Авто», опираясь на собственную базу объявлений. Восемь из десяти мест заняли вазовские модели: «Приора», «Самара», 2110, 2107, 2112, «Калина», «Гранта» и 4х4. В ТОП сумели пробиться всего две иномарки – Ford Focus (4-е место) и Hyundai Solaris (10-е место).
Нужно понимать, что основой для этого рейтинга послужил полный ассортимент предложений без ограничений по цене и году выпуска. Доминируют в выборке откровенно старые машины. Из восьми упомянутых «Лад» ныне выпускаются только две, причем занимают они самые низкие позиции – восьмую («Гранта») и девятую (4х4). Иностранный бестселлер Solaris только-только дотянулся до десятой строчки. А Ford Focus хотя и идет четвертым, выезжает на заслугах автомобилей прежних поколений: третьему по счету кузову успехи двух предыдущих и не снились.
Если же взять объявления по трехлетним машинам, проданным новыми в 2015 году, портрет наиболее популярной модели получится принципиально другим. Его составили проект «Правильная цена» и агентство «Автостат Инфо». Аналитики оценивали автомобили по шести основным критериям.
В массовом сегменте доминируют переднеприводные седаны с бензиновыми двигателями объемом от одного до двух литров, мощностью от 100 до 149 л.с. и с механическими коробками передач. Почти во всех случаях превосходство лидирующего параметра оказалось подавляющим. Так, бензиновые моторы занимают 97,4% рынка. Неудивительно! Среди бюджетных моделей дизели есть только в арсенале Renault Duster и парочки малопопулярных седанов Citroen C4/Peugeot 408. Версии с силовым агрегатом на тяжелом топливе популярны только у отдельных представителей клана кроссоверов, но их доля в общих продажах невелика.
Передний привод тоже опередил полный с большим отрывом: 74,7% против 25,3%. Заднеприводные машины в ассортименте дилеров по состоянию на 2015 год представлены не были. Да в сегодняшнем предложении на ум приходит только Lifan Myway, который явно никак не повлияет в будущем на общую картину.
Похожая картина и с объемом двигателя. На сегмент от литра до двух приходится почти три четверти (72,4%) всех предложений. Еще четверть (24,6%) – это модели, под капотом которых от двух до трех литров. Доля остальных исчезающе мала.
Исходя из данных об объеме, можно предсказать преобладающую мощность. Отрезок от 100 до 149 л.с. занял ровно две трети рынка. До сотни сил везут 18,6% машин, от 150 до 199 – 14,2%.
Автоматизированные коробки передач (сюда относятся как классические автоматы, так и роботы с вариаторами) прибавляют в популярности, но в массовом сегменте пока сильно им проигрывают с долей в 38% против 62%.
Доминируют и седаны (48,7%), однако кроссоверы «сожрут» их в течение ближайших лет. Их доля уже достигла 32% и растет. Хэтчбеки и универсалы занимают третье и четвертое места по популярности (11,6% и 7,2% соответственно). Это, напомним, для машин, проданных новыми в 2015 году. Тогда еще не выпускалась «Лада Веста SW», сегодня набравшая большую популярность. Так что в аналогичном рейтинге через три года «сараи» могут обойти хэтчбеки.
Представители премиального сегмента составили принципиально иную картину. Здесь предпочтение отдается кроссоверу с бензиновым двигателем объемом от двух до трех литров и мощностью не менее 150 сил, с автоматом и полным приводом. Все логично: за большие деньги клиенты выбирают больше удобств и приятных излишеств.
Все типы автоматизированных коробок образовали в премиуме естественную монополию: 99%! Оставшийся процент приходится на вымирающий вид любителей «ручки». Но предложение для них стремительно сокращается.
Доминирование полного привода (72,3%) тоже объяснить несложно. Среди дорогих машин его предлагают практически все. Как минимум – в качестве опции, и немало моделей бывают исключительно со всеми ведущими колесами. Ну и не стоит забывать, что в российском климате трансмиссия AWD точно лишней не будет. На втором месте заднеприводные автомобили с долей в 15,7%: классическая компоновка по-прежнему остается важной ценностью премиального класса.
Дизели отвоевали себе почти 40%, оставив бензиновым агрегатам всего 60,4%. Как и в случае с полным приводом, тут сказываются особенности предложения: моторы на тяжелом топливе поставляют к нам многие бренды, не только европейские. Высокоэффективные двигатели привлекают покупателей. Не в последнюю очередь тем, что ряд дизелей дефорсирован до налоговыгодных в России 249 л.с.
Двигатели объемом от литра до двух, основной сегмент в группе массовых моделей, в премиуме не особо в чести (всего 16,5% рынка). Основной блок составляют два диапазона: от двух до трех литров (43,2%) и от трех до четырех (32,7%). Моторы объемом за четыре литра выбрали всего 7,2% покупателей, но и на рынке таких остается все меньше – спасибо моде на даунсайзинг.
Внедорожники с долей в 68% уверенно опередили седаны (24,6%). Премиальных универсалов у нас всего 0,7%, а купе оказалось больше, чем хэтчбеков (3,4% против 3,2%).