Первым автомобилям больше ста лет назад никакие ключи были не нужны по целому ряду причин. Во-первых, закрытых кузовов тогда еще не существовало: запирать было попросту нечего. Во-вторых, угон еще не зародился в принципе. Куда и как ехать, если самих машин и подходящих дорог единицы, а сложность новомодной конструкции заставляет постоянно ее регулировать, обслуживать и ремонтировать? Ну а в-третьих, уровень развития технологий еще не достиг нужного уровня.
Запускали двигатели в конце XIX – начале XX века «кривым стартером». Изогнутая рукоятка вставлялась в специальный паз ниже радиатора, проходила в недра двигателя и напрямую приводила в движение коленвал. Вращать ее нужно было с определенной сноровкой, чтобы и мотор оживить побыстрее, и себя не покалечить.
Любопытно, что и десятилетия спустя, когда привычный нам сегодня ключ зажигания стал обыденностью, «кривой стартер» на ряде моделей сохранялся в качестве резервного пускового устройства. Им было удобно воспользоваться, например, при севшем аккумуляторе. Даже в 1990-е годы в российских дворах не так уже редко можно было встретить владельцев «Жигулей», «Волг» и классических «Москвичей», орудовавших рычагом. Не говоря уже о грузовых ЗИЛах и «газонах», для которых такой альтернативный способ в силу изношенности использовался едва ли не чаще основного.
В 1910-1920-е годы в обиход входит электрический стартер. Появляются и первые ключи зажигания. Их форма заметно отличалась от нынешней. Дело в том, что тогда они не несли никакой «запирающей», противоугонной функции. Ключи служили для замыкания электроцепи, включения зажигания. Нередко вместо них использовались тумблеры с положениями «вкл» и «выкл».
Распространение автомобилей (в первую очередь – в США и в Европе) породило связанные с ними преступления и, как следствие, понимание того, что транспортным средствам необходима защита от угона. Тут весьма кстати вошли в обиход закрытые цельнометаллические кузова, так что проблем с ограничением доступа в салон стало меньше. Ключи обрели приближенную к современной форму, а замки стали применять на дверях и приборной панели.
С годами конфигурация жала ключа менялась: производители стремились усложнить преступникам жизнь. Получалось не очень хорошо, поэтому с середины XX века начали получать распространение различные дополнительные противоугонные устройства: механические, электрические, заводского производства или придуманные гаражными умельцами для себя и знакомых.
К началу – середине 1990-х годов на иномарках стали частью обязательного оборудования как минимум иммобилайзеры, а то и штатные сигнализации. Соответственно, усложнились и ключи. В них начали встраивать чип, который бортовая электроника должна была «увидеть» перед тем, как дать добро на запуск двигателя.
Одновременно стремительно распространился так называемый центральный замок с дистанционным управлением. Личинки замков на дверях и крышке багажника становятся анахронизмом и, как в свое время «кривой стартер», остались в качестве резервного способа доступа в автомобиль. Замки разблокируются нажатием кнопки на самом ключе зажигания или брелоке сигнализации (если она нештатная). Причем все сразу: больше нет нужды открывать пассажирам двери изнутри.
Но все это справедливо для иномарок. Российский автопром до середины 2000-х годов не баловал потребителей техническими изысками. Разные ключи от дверей и замка зажигания были нормой, заводской иммобилайзер – редкость, а сигнализацию и центральный замок на заводах не ставили вовсе. Ключи с кнопками управления появились только к концу 2000-х. Сначала их внедрил АВТОВАЗ, позже подтянулся УАЗ («Ижи», «Москвичи» и «Волги» до такой роскоши не дожили). К этому моменту в Европе уже перешли на ключи со складным жалом. Очень удобное решение: такой и выглядит стильно, и карман не порвет.
XXI век вообще открыл новую эпоху в электронном мире. Прогресс понесся вперед с невиданной силой, одни новшества не успевают входить в обиход, как их сменяют другие. За неполные 20 лет ключ зажигания сначала стал складным. Затем он спрятал жало в свои недра навсегда, превратившись в брелок или карту. Для запуска мотора его нужно вставить в специальный слот на приборной панели, а то и вовсе нет нужды доставать из кармана: электроника «учует» чип на расстоянии. Соответственно, для оживления двигателя делают уже не поворот ключа, а нажимают клавишу.
Открывать двери нажатием кнопки на брелоке тоже необязательно: машина узнает хозяина и по лежащему в кармане ключу. Замки разблокируются в тот момент, когда владелец тянет на себя ручку двери.
И это еще не конец! Автопроизводители один за другим демонстрируют системы доступа в машину по смартфону. Скоро именно он, а не отдельный брелок будет выступать в качестве метки. Хотя почему «скоро»? Это уже реализовано, например, на каршеринговых автомобилях. А еще у десятков брендов есть фирменные мобильные приложения, которые позволяют открывать замки на любом расстоянии – был бы доступ к сети.
Сложно представить масштабы катастрофы от потери телефона в будущем: можно остаться и без денег на банковской карте, и без автомобиля! Но ключи все равно не вымрут. Брелок с чипом будет служить резервом на случай внезапной гибели или утраты смартфона. Да и спрятанное в нем жало тоже наверняка сохранится – для доступа в салон или багажник при севшем аккумуляторе.