На российском рынке коммерческих машин в легком и среднем сегментах Группа ГАЗ занимает доминирующие позиции. Заметно увеличить продажи можно, только если будет расти спрос в целом, а вот отобрать что-то существенное у конкурентов сложно. Поэтому еще несколько лет назад нижегородцы активизировались на экспортном направлении. Тем более, что у них появился более чем достойный продукт – семейство грузовиков и автобусов под общим названием Next.
В 2016 году газовцы привезли в Ганновер грузовики «Газель», «Газон» и «Урал» из линейки Next, автобусы «Газель» и ЛИАЗ, а также шестицилиндровый дизель ЯМЗ. Праздных посетителей на «грузовой» выставке мало, а потому автомобили попались на глаза главным мировым экспертам отрасли и потенциальным клиентам. И были приняты благосклонно! Прорыва в экспортных поставках не случилось, но было наивно рассчитывать на сиюминутный успех.
В 2018-м Группа ГАЗ решила закрепить успех и снова составила для немецкого шоу интересную композицию. «Газель», превратившись из «Бизнеса» в «Некст», сделала колоссальный шаг вперед и встала практически на одну ступень с конкурентами-иномарками (оставшись более выгодной по цене). Однако для полноценного европейского уровня не хватало нескольких деталей. И все они появились на выставочном грузовике для IAA.
Слухи о зарождающейся дружбе Группы ГАЗ и концерна Volkswagen ходят уже давно. Поговаривают о скорой локализации двухлитровых немецких дизелей серии ЕА189 в России. Пока же импортный агрегат прописался под капотом «Газели». Он выдает 136 л.с. и 340 Н*м. Новую версию сейчас заканчивают сертифицировать. Главным преимуществом перед ныне ставящимся на «Газели» мотором Cummins 2.8 газовцы называют гораздо более скромный расход топлива.
Плюс двигатель Volkswagen отвечает экологически нормам Евро 5 и Евро 6, что открывает ему прямую дорогу на европейские рынки. Скорее всего, новичок окажется дороже «Камминса», и на первых порах предлагаться станут оба мотора. Так сказать, чтобы покупатели смогли выбрать и привыкнуть. Очевидно, что если партнерство с немцами не прервется, агрегат 2.0 TDI может стать для отечественного грузовичка основным.
Новому дизелю – новую коробку передач. Давно желанную газелистами 6-ступенчатую трансмиссию разработали своими силами на ГАЗе. Она переваривает момент до 450 Н*м, а заявленный изготовителем ресурс достигает 300 000 км. В агрегате не обошлось без импортных комплектующих, но все же это детище российских инженеров. Изготавливать картеры, шестерни и валы доверили компании «Нижегородские моторы».
Готовится для «Газели» целая серия других новшеств. Это задний мост типа «Спайсер» с односкатной ошиновкой, система курсовой устойчивости, водительская подушка безопасности, задние дисковые тормоза. Все они ждут внедрения на серийные грузовики в течение нескольких месяцев. Европейцы машину без таких «примочек» не купят, так что экспортные амбиции ГАЗу без ESP и эйрбега не удовлетворить. Много ли найдется на них желающих в России, большой вопрос. Но раз уж системы готовы, почему бы не предложить их и на домашнем рынке?
Прототип полноприводного «Газона» показали еще несколько лет назад. Это наследник легендарного ГАЗ-66, «шишиги», новое поколение вездехода «Садко». Грузовик способен перевезти до трех тонн груза. Это отнюдь не старый автомобиль, облагороженный одной только стильной кабиной. По словам газовцев, впервые их внедорожник может предложить не только выдающуюся проходимость, но и современный уровень комфорта и безопасности. В числе новшеств – интегральное рулевое управление, подрессоренное кресло водителя, пневматические тормоза, трансмиссия, режимы которой меняются нажатием клавиш. Кстати, обратите внимание на фары. Они не такие красивые, как на обычном «Газоне», зато не боятся погружения в воду.
Вряд ли европейцы бросятся скупать «Садко Next» вместо дорогущих, но родных «Унимогов». Однако он и нацелен на куда менее развитые страны, представители которых тоже посещают IAA. Не зря же ГАЗ подготовил выставочный образец в праворульном исполнении. Завод ясно дал понять, что готов провести практически любую адаптацию своих машин к конкретному рынку.
Третий интересный участник экспозиции – цистерна на базе «Урала Next». Для иностранцев – обычный среднетоннажник, а для нас экзотика. Ведь любой знаток автомобилей скажет, что «Урал» немыслим без полного привода. Так было раньше, теперь же нужно выходить в новые рыночные ниши, и в качестве пробного шара появился грузовик из Миасса с колесной формулой 6х4. К тому же КАМАЗ и МАЗ исстари делают бескапотные машины, и «Урал» способен оживить сегмент своей капотной компоновкой.
А еще в недрах Группы ГАЗ готовят автоматическую коробку передач и новые опции, интригуют электромобилями, автопилотом и (куда ж без этого?) другими новыми моделями, еще нигде не представленными. От такого размаха и усердия крепость европейского рынка действительно может пасть, и газовские машины вдруг займут достойное место на мировой арене. Хотелось бы!