С начала 2010-х годов в Москве начали активно обустраивать выделенные полосы для общественного транспорта. По данным с сайта столичного Дептранса, сейчас их почти 60 общей протяженностью более 330 километров. Они есть на всех вылетных трассах, их сделано немало в пределах Бульварного и Садового колец для обеспечения работы сети автобусов «Магистраль». На текущий год запланирован ввод еще нескольких десятков километров.
Сначала казалось, что ездить по дорогам, где в одночасье стало на одну полосу меньше, невозможно, и город встанет. Ничего, привыкли. Сейчас на фоне мер, пришедших после А-полос, последние уже не особо раздражают. Тем более, что практически с момента их появления для автомобилистов ввели послабление: по выделенкам разрешили ездить в выходные дни, установив под знаками соответствующие таблички. Правда, тут есть нюансы.
Первый заключается в том, что и сегодня некоторые полосы общественного транспорта работают в семидневном режиме. Главным образом, это касается рядов в самом центре, проложенных нестандартным способом: левее основного потока, в противоход и т.п. Так что на знаки все равно надо смотреть.
Второй нюанс – в разметке. Полосы отделены от основной проезжей части сплошными. В течение нескольких лет водители по выходным игнорировали их, но около двух лет назад камеры фиксации нарушений перенастроили. Теперь есть шансы получить два постановления разом от одного комплекса: за выезд на А-полосу (3000 рублей) и за пересечение сплошной (500 рублей). Последнее, как вы понимаете, приходит и по выходным. Так что сегодня съезд/выезд в автобусный ряд – только через зону с прерывистой линией.
Ну а третий момент стал поводом для этой статьи. На прошлой неделе автомобилисты обратили внимание, что рабочие снимают таблички «Рабочие дни» на некоторых крупных магистралях Москвы. Новости тут же разошлись по соцсетям, а затем и по интернет-СМИ. В отсутствие официальных комментариев, понятное дело, все было построено на догадках. Но главное было очевидно и без пояснений: городские власти решили отказаться от действовавшей годами поблажки.
ЦОДД в своей традиционной манере снизошел до комментариев не по собственному желанию, а когда в ведомство стали приходить запросы от разных изданий. Как оказалось, ряд выделенок действительно переводят на ежедневный режим работы. Однако таблички «Рабочие дни» снимают превентивно: камеры начнут штрафовать только с 14 апреля, когда официально начнет действовать новый режим. До этого дня в выходные на полосы можно заезжать свободно.
Пока речь идет только о пяти транспортных артериях: Ленинский проспект; проспект Мира – Ярославское шоссе; улица Воздвиженка – Кутузовский проспект – Можайское шоссе; Нахимовский проспект – Ломоносовский проспект – Минская улица; Нижегородская улица – Рязанский проспект. Впрочем, можно уверенно предположить, что ими дело не ограничится, и скоро аналогичные ограничения появятся и на остальных автобусных полосах. Как объяснили в ЦОДД, на этих направлениях отсутствует альтернативный магистральный транспорт в лице метро или электричек. Поэтому расписание автобусов крайне важно соблюдать во все дни.
Представители Дептранса пообещали развернуть кампанию по предупреждению водителей. Однако пока на дорогах нет никакой информации, хотя в распоряжении ведомства есть десятки ЖК-экранов по всему городу. Автомобилисты занялись информированием сами, через соцсети, и преуспели. Будем надеяться, благодаря этому на штрафы после 14 апреля попадет минимум водителей.
В очередной раз приходится удивиться манере ЦОДД вести работу. Неужели было сложно сначала предупредить водителей, распространить с пресс-релизом официальное предупреждение, а уже потом заниматься снятием знаков? Что мешает уже сейчас начать информационную кампанию на дорогах? Вероятно, надежда собрать побольше «штрафных» денег с невнимательных водителей.
«Организация дорожного движения в Москве – вещь не статичная, все постоянно меняется. Скорее всего, городские власти проверяли, как повлияет это разрешение на скорость потоков. Другое дело, что выводы можно было сделать за несколько месяцев, а не за несколько лет. Сейчас автомобилисты привыкли, что по выделенкам можно ездить в выходные и праздники, разобрались, как на них съезжать и заезжать, а теперь придется переучиваться заново. Я не понимаю смысла отмены этой поблажки, выделенные полосы сейчас так не загружены. Получается, что водителей просто загоняют в очередные рамки. И первое время водители будут получать огромное количество штрафов, пока не привыкнут. После двух-трех штрафов они поймут, что по выделенкам ездить опять нельзя. Точно так же, как в случае с отменой бесплатных парковок в выходные в центре Москвы», — полагает адвокат Марат Аманлиев.
Остается добавить, что в текущем году ожидается ввод новых выделенных полос на Минской улице (450 метров), Калужском шоссе (18 километров), улицах Александры Монаховой (1,75 километра) и Красная Пресня (1,1 километра), Волгоградском проспекте (8,4 километра), Нижегородской улице в районе развязки с ТТК (400 метров), Проектируемом проезде № 5108 (2 километра), улице Маршала Василевского (160 метров), 1-м Лесном переулке (140 метров).