В несколько прошедших кризисных лет значительное число автовладельцев (действующих и потенциальных) не имели возможности выделить достаточно денег на покупку нового автомобиля (первого или в качестве замены). Ситуация привела к падению продаж на первичном рынке, росту интереса к подержанным авто. Тенденция превратилась в мировую – к примеру, в Германии суммарный объем вторичного рынка (в денежном измерении) превысил аналогичные показатели первичного более чем вдвое.
В России наблюдался еще бОльший перекос. Но покупатели подержанного транспорта в Европе, Японии, США могут рассчитывать на соблюдение некоторых правил, соблюдение законов, порядочность продавцов. На авторынках страны положение сложнее – соответствие указанных в объявлениях о продаже сведений реальным не гарантирована абсолютно.
При покупке будущий владелец обращает внимание на множество параметров, прежде всего – цену, год выпуска, пробег автомобиля. По последним делают косвенное заключение о техническом состоянии, прогнозируют уровень дальнейших расходов на ремонт, содержание, обслуживание автомобиля.
Зачем и как корректируют пробег?
Большинство покупателей подержанных машин знают приводимые в прессе и на сайтах в интернете данные статистики, показывающие, что в 90% случаев показания одометра выставленного на продажу автомобиля отличаются от реальных. Изменить отображаемый пробег — действие несложное для подготовленного, владеющего техникой специалиста, но сулящее продавцу возможности получить значительную выгоду.
Счетчики корректируют:
- В сторону уменьшения (в основном). «Скрученный» одометр позволяет при правильной предпродажной подготовке представить техническое состояние автомобиля в выгодном свете, значительно поднять цену.
- В сторону увеличения. Целью корректировки является получение лучших условий при таможенном оформлении. К примеру, таможенные тарифы для машин возрастом менее трех лет зависят от стоимости. Подтверждается сумма соответствующими документами, автомобили с бОльшим пробегом обходятся дешевле.
Иногда «накрученные» показатели способствуют повышению цены на авторынке. К примеру, автомобиль с пробегом 110 тыс.км с пройденными обязательными ТО приобрести выгоднее, чем проехавший 90 тыс., которому серьезное обслуживание предстоит.
Изменения показателей производят различными способами, в зависимости от типа прибора.
Для механических используют:
- Искусственный (от постороннего источника) ход приводных механизмов. Пример — приводной тросик, отсоединенный от коробки передач вращают электродрелью. В зависимости от направления вращения показания счетчика увеличиваются/уменьшаются.
- Демонтаж, разборку, установку нужных показаний, сборку и обратную установку на приборную панель.
Для электронных приборов единственный путь – запись в ячейки памяти, хранящие информацию о пробеге, исправленных значений. В зависимости от конструкции бортового компьютера задача может оказаться простой или практически невыполнимой. К примеру, на большинстве автомобилей выпуска до 2003 г. аппаратная организация и программное обеспечение бортового компьютера позволяли корректировать данные пробега, напрямую подключаясь к разъемам блока с ПК через несложный адаптер. Возможен альтернативный вариант — перепрошивка программы и данных на демонтированном блоке. Подобные услуги широко рекламируются на сайтах в сети, обходятся владельцу в сумму 50-400 долларов.
Для более современных автомобилей найти решение сложнее. Обилие электронных устройств, являющихся частью единой системы (бортового компьютера) приводит к дублированию информации в нескольких местах (к примеру, данные пробега могут протоколироваться, кроме основного блока в системе ABS). Сброс (перезапись) содержимого только определенных ячеек памяти блока не приводит к нужному продавцу результату. Поэтому многие специалисты частных сервисных центров, предлагавшие услуги коррекции показаний электронных одометров на более ранних моделях, берутся за выпускаемые сейчас автомобили неохотно, а стоимость работ значительно возросла.
Если скрученный пробег сулит значительную прибыль, недобросовестный продавца не останавливают экзотические варианты исправления показаний – например, полная замена механического одометра или электронного блока.
Способы определения реального пробега.
Соответственно, покупателю приходится полагаться на опыт, знания, интуицию при осмотре автомобиля или пользоваться доступными сервисами или аппаратными средствами для получения точных сведений о пробеге.
По госномеру или VIN-коду.
Методика появилась благодаря распространению электронных баз данных, хранящих информацию об транспортных средствах во многих организациях – ГИБДД, страховых компаниях, сервисных центрах, исполнительных службах.
Значительную часть информации имеет возможность получить самостоятельно любой пользователь при наличии доступа к интернет. К примеру, на официальном сайте Госавтоинспекции на странице проверки автомобилей (по адресу https://гибдд.рф/check/auto/) доступны сведения:
- Истории регистраций ТС в ГИБДД;
- Участия в дорожно-транспортных происшествиях;
- Нахождения авто в угоне, розыске;
- Наличия ограничений.
Для получения данных требуется ввести VIN-код.
Находящийся в свободном доступе ресурс Российского Союза Автостраховщиков (РСА) https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm предоставляет информацию об ОСАГО, других видах страхования.
На сайте Федеральной Нотариальной Палаты (https://www.reestr-zalogov.ru/state/index#/) доступны сведения о нахождении авто в залоге.
Объема приведено информации достаточно, чтобы провести множество проверок машины, которую планируется приобрести. Однако сведений о пробеге ресурсы не содержат. Получить их предлагают специализированные сервисы, обращающиеся к перечисленным ресурсам и базам данных других организаций.
Наиболее подробную информацию предоставляют несколько сайтов.
Проверка проводится по госномеру или VIN. Кроме базовой информации, входящей в бесплатный краткий отчет (марка, модель, год выпуска, государственный регистрационный номер, VIN), в полном отображаются:
- Сведения о паспорте транспортного средства;
- Список владельцев, история регистраций, перечень ограничений;
- Пробег;
- Данные таможенного контроля;
- Участие в ДТП;
- Наложенные штрафы;
- Обращения в стразовые компании и проведение сервисных работ;
- Нахождение в угоне, розыске;
- Использование машины в качестве такси;
- Фотографии.
Бесплатно по VIN или госномеру отображается марка и модель автомобиля, год выпуска, тип, объем мощность двигателя.
Подробный полный отчет предоставляется на платной основе (на июль 2018 г. стоимость – 394 руб.), содержит тот же набор сведений, что в предыдущем варианте (доступны пробеги автомобиля по данным диагностических карт при прохождении техосмотров). Дополнительно отображаются прохождения техосмотров, расчет ремонтных работ по страховым случаям.
Аналогично организован сайт https://avtobot.net/ Особенность состоит в плавающей цене отчета в зависимости от найденной по запросу информации.
Работает только по VIN-коду. Отображает базовые сведения об авто, список оборудования, подробную историю. Обращается к зарубежным сервисам, что позволяет включать в пробеги и историю сведения об эксплуатации ТС в США, Голландии, Бельгии.
Информация платная, сумма зависит от включенных в отчет записей. Базовая (без зарубежной истории) стоимость лежит в пределах 7-8 долларов США.
На платной основе предоставляют информацию зарубежные сервисы. Например, узнать пробеги, отследить историю ввозимого из США транспорта возможно на портале Carfax (русскоязычная версия https://www.carfax.eu/ru).
За единичный отчет требуется оплатить 37,95 Евро.
Для европейских авто источником сведений послужит сайт https://www.autocheck.com/. Поиск для просмотра пробега, истории осуществляется по VIN (или US License Plate). Стоимость получения результатов одиночного поиска – 24.99 доллара США.
Принцип работы сервисов практически не отличается. Для получения сведений необходимо:
- Зайти на страницу сайта;
- Ввести в поле поиска информацию (VIN, госномер);
- Осуществить поиск;
- Ознакомится с бесплатным отчетом (в нем также указывается информация о содержании полного);
- Выбрать способ оплаты полного отчета;
- Оплатить через электронные системы платежей (с карты, через кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги или др.):
- Указать адрес электронной почты;
- Получить полный отчет на e-mail.
Из бесплатных сервисов выделяются:
- Портал https://avtokod.mos.ru/. Для поиска необходимо вводить госномер (возможен поиск по ВИН) и номер свидетельства ТС. Предоставляются сведения (пробег, история) для авто, зарегистрированных в Москве и области. Требуется регистрация на портале госуслуг.
- https://vin01.ru/. Предоставляет множество отчетов для зарегистрированных пользователей. Поиск информации о пробеге работает в тестовом режиме, результаты выдает не регулярно.
- Номерограм (https://www.nomerogram.ru/). Выдает информацию по госномеру автомобиля.
По таможенным и аналогичным документам.
Информация о пробеге авто, ввозимого из-за рубежа, отражается в таможенных документах. Особенно актуальным является способ для японских машин – поиск по базам с использованием указанных выше сервисов возможен не всегда (фактически, справляется с задачей только autocod.ru).
Актуальные сведения приводятся в аукционных листах (если не наблюдается признаков подделки). Отражаются реальные цифры в сервисных книжках, диагностических картах.
С использованием аппаратных средств (через OBDII).
На машинах, оснащенных ЭБУ необходим общий стандарт хранения, считывания диагностической информации. OBD II (от англ. on—board diagnostics) является протоколом доступа к накопленным бортовым компьютером данным. Для считывания необходим аппаратный сканер.
Фактически, сканер включает:
- адаптер, обеспечивающий считывание, декодирование информации;
- устройство с установленным специализированным программным обеспечением для управления адаптером и отображения результатов.
Производители предлагают устройства (адаптеров) нескольких классов – от специализированных профессиональных, предназначенных для отдельных марок, модельных рядов, моделей, до универсальных. Последние уступают по набору функций, но выигрывают простой применения и доступной ценой.
Представитель этого класса — OBDII ELM 327. Устройство подключается к диагностическому разъему, работает под управлением специального ПО, версии которого доступны для персональных компьютеров и мобильных устройств на базе Android и iOS.
Применение комплекса основано на считывании показателей пробега (доступны и множество других функций) из всех модулей бортового компьютера, предназначенных для хранения информации.
Как правило, при «скручивании» пробега модифицируют данные, содержащиеся в блоке, отвечающем за визуализацию показаний на панели приборов. Реальный пробег хранится в отдельном модуле, а также устройства управления электронных узлов и систем (блоке управления АБС, раздаточной коробкой, автоматической трансмиссией, иногда даже в памяти ключа).
Настройки индивидуальны, в зависимости от модели автомобиля, используемого ПО.
Общий алгоритм включает:
- Создание дополнительного программного измерительного прибора (датчика, PID);
- Настройку на отображение параметра (пробега);
- Создание прибора для визуализации;
- Подключение (выбор) созданного PID.
При подсоединении адаптера с управляющим компьютером (мобильным устройством) к разъему диагностики, подаче питания в бортовую сеть, старте ЭБУ на экране отображаются реальные данные. Подробности о настройках ELM 327 с программой Torque в видео ниже:
Реальный пример для Лачетти:
Аналогичные возможности предоставляет Delphi DS150E
По косвенным признакам.
Оценка реального пробега по косвенным признакам основана на степени износа узлов и деталей машины в процессе эксплуатации. При покупке реальное состояние отразит множество мелочей.
Состояние салона.
Осматривают пластик или ковролин в тоннеле. Мойщики даже в процессе полной чистки салона как правило, тщательное обработку здесь не проводят. А контакт с обувью, реагентами неизбежно оставляет следы. Менять покрытие полностью – дорого. Следовательно, неестественная чистота свидетельствует о намерении скрыть реальное состояние, неудовлетворительное состояние – признак «намотанных» 100-150 тыс.
Органы управления.
Водитель неизбежно контактирует с рулем, педалями, кнопками управления, рычагами переключения. Потертости рулевого колеса, отполированные накладки на педалях, стертые пиктограммы – признаки солидного (100 и более тыс.) пробега. Настораживают новые детали и элементы оформления – меняют их при полном износе (или специально перед продажей, чтобы скрыть реальное состояние).
Обивка сидений.
Пристального внимания требует водительское место, слева, ближе к двери. В этом районе износ наиболее заметен. Появление крупных замятостей на тканевой обивке – под 200 тыс.км., на кожаной – больше 100-150 тыс.
Стекла.
Крупные царапины невозможно зашлифовать, их наличие свидетельствует о серьезном пробеге авто. Замену стекол отслеживают по маркировке даты изготовления.
Диски.
Торможения приводят к износу поверхностей, после 100-150 тыс. отчетливо просматривается бортик высотой 2-3 мм.
Радиатор.
50-100 тыс. пройденных километров оставляют явные следы на внешней поверхности от ударов песчинок, камешков, насекомых.
Выпускной коллектор.
Чем больше пробег, там темнее и толще налет рыжего цвета на трубах. До 30 тыс. явление практически незаметно.
Состояние ЛКП.
Лакокрасочное покрытие, особенно под воздействием частиц пыли, грязи, песчинок неизбежно повреждается. Сколы, трещины, ржавчина в районе порогов, дверей, бамперов свидетельствуют о солидном количестве пройденных километров. Свежая краска тоже должна насторожить.
Однако по косвенным признаком (а пробег относится именно к таким) судить о техническом состоянии автомобиля можно только приблизительно. Лучшим выходом является полная диагностика в сервисном центре перед покупкой – дополнительные вложения сэкономят значительные суммы при эксплуатации, обслуживании.
В сети достаточно историй о продавцах, проводящих тщательную предпродажную подготовку со скручиванием одометра, заменой деталей внутреннего оформления, косметическими работами, в результате которых автомобиль принимает идеальный вид. Подобные мероприятия и в стиле компаний-посредников, предоставляющих гарантии (обычно, полугодовые) на проданные авто с пробегом. Выявит недостатки такой машины визуально или по данным с сервисов проверки по ВИН трудно. Реальное состояние отразит только компьютерная аппаратура диагностических стендов.